Большая биографическая энциклопедия - тартаков иоаким викторович
Тартаков иоаким викторович
(род. в 1860 г) — известный русский певец-баритон. Учился в Петербургской консерватории; дебютировал в Одессе в 1881 г., с громадным успехом. В следующем году выступил на петербургской императорской сцене; позже пел в Киеве и Тифлисе. В 1894 г. Т. снова выступил на сцене Maриинского театра, на которой поет и в настоящее время. Репертуар его обширный и разнообразный. Т. пел в операх "Демон", "Маккавеи", "Купец Калашников", "Фераморс" Рубинштейна; "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Орлеанская дева" Чайковского; "Корделия" Соловьева; "Снегурочка", "Садко" Римского-Корсакова"; "Князь Игорь" Бородина; "Тангейзер", "Лоэнгрин" Вагнера; "Гугеноты", "Африканка" Мейербера; "Фауст" Гуно; "Кармен" Бизе и мн. др. С успехом Т. пел и в Берлине, Копенгагене, Манчестере, Бирмингаме, Ливерпуле.
Н. С.
{Брокгауз}
Тартаков, Иоаким Викторович
— известный певец-баритон. Род. в 1860 г. в еврейской семье, проживавшей в Одессе, где Т. и дебютировал в 1881 г. с громадным успехом. Уже в следующем году он выступил на петербургской императорской сцене. Проведя несколько лет на провинциальных сценах, вернулся на императорскую в 1894 г., на которой находится по сию пору (1912). В последние годы Т. редко выступает, состоя режиссером Имп. (Мариинского) театра. Репертуар Т. обширен. С успехом Т. пел и в заграничных театрах. Нередко Т. выступал в провинции вместе с известным тенором Медведевым (евреем); исключительным успехом они пользовались в "Евгении Онегине". Т. отличается драматическим дарованием.
{Евр. энц.}
Тартаков, Иоаким Викторович
— талантливый певец (басовой баритон), род. 1860 в Одессе, в еврейской семье. Пению учился 1877—81 у Эверарди в СПб. консерватории, окончив которую, пел в труппе Пальма в Одессе. 1882—84 Т. состоял в труппе СПб. Мариинского театра, затем до 1893 пел в Киеве (с перерывом 1887—89 в Тифлисе), после чего водворился в СПб., сначала на Частной сцене и с 1894—на Мариинской. В 1888 Т. выступал (в труппе Любимова) в Берлине, Копенгагене и Англии. Голос Т. еще и теперь красив по звуку, хотя несколько глуховатого тембра; исполнение отличается музыкальностью и выразительностью. Т. часто выступает и в концертах, причем программы его обыкновенно свежи и содержательны. В настоящее время Т. занимается также преподаванием пения.
(В.).
{Риман}
Тартаков, Иоаким Викторович
[2(14). 11. 1860. Одесса — 23.1.1923, Петроград] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), оперетты, камерный певец, режиссер и педагог. Засл. арт. Республики (1923). Род. в многодетной семье портного, С детских лет посещал оперные спектакли Одесской оперы. С 16 лет на средства двух одесских меломанов обучался пению у солистки Итал. одесской оперы В. Лушковской (ошибочно определила его голос как тенор) и у др. педагогов. В 1876 на одном из концертов, в к-ром выступал Т., присутствовала мать А. Рубинштейна. Она предложила ему отправиться вместе с ней в Петербург для обучения пению С помощью А. Рубинштейна в 1877 Т. был принят в Пегерб. конс. (кл. К. Эверарди), к-рую окончил в 1881 с серебряной медалью, 22 авг. того же года дебютировал в партии Риголетто на сцене Одесского оперного т-ра (антр. С. Пальма). В 1882—84 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Риголетто). В 1884—87 и 1890—93 выступал в Киевской опере (антр. Н.Савина, с 1890 — И. Прянишникова). В летние сезоны 1884—87 пел в моск. оперетте (антр. М. Лентовского. т-р сада "Аквариум"). В сезоне 1887/88 принимал участие в первой гастрольной поездке рус. оперной труппы, организованной В. Любимовым, по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исп. партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна), Купца Калашникова, Вязьминского. По возвращении в Россию гастролировал в Харькове, Казани. Н. Новгороде, Керчи. В 1888—90 пел в Тифлисской опере. В 1892 в составе труппы И. Прянишникова гастролировал в Москве (оперы "Демон" А. Рубинштейна и "Фауст", п/у П. Чайковского). В 1893—94 пел в Петербурге (т-р сада "Аркадия" и Малый т-р, антр. С. Пальма). В 1894 по инициативе Э. Направника певец снова был приглашен в Мариинский т-р. Сразу заняв ведущее место, пел здесь до 1921. После 1917 одновременно выступал в спектаклях МАЛЕГОТа, Часто гастролировал по городам России — Н. Новгород (1896), Екатеринбург, Пермь, Саратов, Казань, Вильно. Самара, Одесса. Кисловодск (антр. В. Валентинова). Москва (т-р "Аквариум", 1903; Большой т-р, 1904), а также за границей — Берлине, Париже ("Гранд-Опера", 1900). Лондоне, Стокгольме и в Австрии. Обладал подвижным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "матового" тембра и широкого диапазона (свободно брал верхние ноты до ля). Будучи представителем итал. бельканто, в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой; был мастером мелодического речитатива. "Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но все блестяще в целом" (Э. Старк. С. 107)*. Создавая образ, арт. органически сочетал итал. школу пения с рус. реалистическим сцен. искусством. Репертуар певца включал 117 партий (разных по своему характеру и стилю) и 26 опереточных ролей. Интерпретации партий в его исп. была свойственна особая поэтическая нота (современники называли Т. "певцом-поэтом"), 1-й исп. партий: Дона Сезара ("Дон Сезар де Базан"); в Киеве — Онегина ("Евгений Онегин"), Елецкого ("Пиковая дама"; роль в исп, певца получила одобрение П. Чайковского), Акосты ("Уриель Акоста"), Эскамилио ("Кармен"); в Тифлисе — Дона Сезара. Купца Калашникова ("Купец Калашников"); в Петербурге — Акосты ("Уриель Акоста"): в Мариинском т-ре — Зурги ("Искатели жемчуга"); на рус. сцене — Соломона ("Суламифь"), Бак-Бары ("Лалла-Рук"), Гамлета ("Гамлет"). Лучшие партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна, композитор считал арт. лучшими исп. этой партии). Князь Игорь, Троекуров, Онегин, Томский, Елецкий, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Веденецкий гость, Грязной (Н. Римский-Корсаков считал арт. лучшим исп. этой партии). Дон Карлос ("Каменный гость", постановка В Э. Мейерхольда), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). Риголетто (один из лучших исп. на рус. сцене). Жермон, Валентин ("Фауст"). Тонио, Верховный жрец Дагона, Эскамилио Др. партии: Роберт ("Ио.чанта"), Орсо. Якуб, Хозру. Эгнатий, Джанчотго, Абубекер, Кали; Альмавива ("Свадьба Фигаро"), Дон Жуан ("Дон Жуан"), Оттокар, Меркуцио, Нелюско, Гамлет, Невер, Сильвио, Яго, Альберт ("Вертер"). Вольфрам, Тельрамунд, Альберих ("Кольцо нибелунга"). Выступал также в басовых партиях — Лотарио, Мефистофеля ("Фауст"; критики сравнивали сцен. певца в этой роли с нем. трагиком Э. Поссартом). Партнеры: И. Алчевский, А. Больска, Р. Горская, А. М. Давыдов, И. Ершов. Е. Катульская. М. Кузнецова-Бенуа, Е. Мравина, А. Нежданова, А. Секар-Рожанский, Д. Смирнов Ф. Стравинский. Ф. Шаляпин. Пел п/у Л. Ауэра. Ф. Блуменфелда, Н. Малько, Э. Направника, И. Прибика, А. Рубинштейна, П. Чайковского. В 1911 получил звание "Засл. артист имп. театров".