Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - терновский филипп алексеевич

Терновский филипп алексеевич

— профессор Киевской духовной академии и доцент по кафедре церковной истории в университете св. Владимира, доктор русской истории, сын дьякона (впоследствии священника церкви Воздвиженья на Острожках в Москве), родился 11 августа 1838 г., умер 23 мая 1884 г. Среднее образование получил в Московской духовной семинарии (1852—1858) и высшее в Московской же духовной академии, курс которой окончил 1862 г. со степенью магистра богословия, удостоенный ею за диссертацию "Местоблюститель патриаршего престола митрополит рязанский Стефан Яворский и Димитрий Тверитинов" ("Прибавления к Творениям св. отец", 1862, т. XXI, кн. 3); два года спустя эта работа вышла в дополненном и расширенном виде под названием "Митрополит Стефан Яворский; биографический очерк" ("Труды Киевск. Дух. Академии", 1864, т. І и II, кн. 1, 3 и 6) — один из значительнейших трудов в исторической литературе о деятельности Яворского. Еще на студенческой скамье Т. опубликовал несколько работ, большею частью за подписью "Ф. Алексеев", — таковы "Современное религиозное движение в Италии" ("Прав. Обозр.", 1860, кн. 8), "Положение протестантских партий в Пруссии" (там же, 1860, кн. 11), "Германский богослов Христиан Бунзен и его литературные труды" (там же, 1861, кн. 5), "Обозрение материалов для истории русской духовной литературы" (там же, 1862, кн. 3), "Из истории наших духовных школ в XVIII стол." (там же, 1862, кн. 10) и "О монашестве и безбрачии по отношению к избранию в сан епископа" (там же). За эти работы и диссертацию Т. был назначен бакалавром Киевской духовной академии по кафедре обличительного богословия (с 30 окт. 1862 г.), а через год (в декабре 1863) на кафедру русской гражданской истории, на которой до февраля 1866 г. числился бакалавром, а с этого времени повышен в экстраординарного профессора, коим состоял 17 дет. Одновременно с профессурой в духовной академии Т. соединял должность одно время (1868—1870) преподавателя немецкого языка в академии же и учителя русской истории в Киевском епархиальном училище (1863—1873); 28 марта 1869 г. он был приглашен приват-доцентом в университет св. Владимира по кафедре церковной истории и в 1872 г. утвержден в звании штатного доцента. За работу "Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к древней Руси" ("Киевск. Унив. Известия", 1875—1876, и отд.: Киев 1877, 2 вып., стр. 214+301) он был удостоен в 1877 г. университетом доктора русской истории. К этому времени уже появились в свет главнейшие работы Т. по истории протестантизма и вольнодумства на Руси, каковы "Московские еретики в царствование Петра І" ("Правосл. Обозр.", 1863, кн. 4—6, и отд.: Москва 1863), "Материалы по делу Тверитинова" (там же, 1863, кн. 8), ""Рожнец духовный" и "Камень веры", два полемических сочинения против московских еретиков в царствование Петра І" (там же, 1863, кн. 11 и 12), "Материалы для истории мистицизма в России" ("Труды Киевск. Дух. Акад.", 1863, т. IIІ, кн. 10), "Русское вольнодумство при Екатерине II и эпоха реакций" (там же, 1868, кн. 3 и 7), "Император Петр І в его отношениях к католичеству и протестантству" (там же, 1869, кн. 3). В некоторых из этих работ синод усмотрел "направление, несогласное с духом православия, и склонность к мнениям протестантских историков" и указом от 16 ноября 1883 г. уволил его от профессуры при Киевской духовной академии. Доцентом в университете Т. однако остался. Еще раньше, в декабре 1879 г., он был избран в экстраординарные профессора, но утвержден не был, по официальной мотивировке — из-за сметы. Последние годы жизни (1883—1884) он состоял также преподавателем русской истории на высших женских курсах в Киеве.

Т. оставил очень значительное литературное наследство. Для некоторых трудов он работал в московских и петербургских архивах и ездил даже на Афон. Кроме упомянутых выше назовем еще следующие его более важные работы: "Об отношении между духовною и светскою литературою" ("Труды Киевск. Дух. Акад.", 1862, кн. 3), "Участие древних русских архиереев в делах общественных" (там же, 1870, кн. 5), "Очерк исторического движения русской религиозной церковной жизни", извлечение из лекций ("Правосл. Обозр.", 1870, кн. 1), "Указатель статей по церковной и общей русской истории", литографированное издание (Киев 1870), "Первые три века христианства" ("Киевск. Унив. Изв.", 1877, и отд.: Киев 1877; эта работа написана Т. совместно с братом, С. А. Терновским, доцентом Казанской духовной академии) "Киево-Софийский протоиерей Иоанн Вас. Леванда", биография, неизданные проповеди, речи и письма ("Труды Киевск. Дух. Акад.", 1878, и отд.: Киев 1879, 376 стр.), "Материалы для истории киевской иерархии в ХVIII в.", по архивным документам ("Чтения в Обществе Нестора-летописца", Киев 1879, и отд. ibid. 1879), "Очерки для истории русской иерархии в XVІIІ в.: Стефан Яворский" (Древн. и Нов.. Россия", 1879, кн. 8), "Греко-восточная церковь в период вселенских соборов. Опыт руководства по церковной истории" (этот труд, написанный T. тоже совместно с братом, составляет продолжение вышеназванной их общей работы и по напечатании в "Киевск. Универс. Извест.", 1879—1883, также вышел отдельным изданием: Киев 1883, 551 стр.), "Киевский митрополит Петр Могила" ("Киевск. Старина", 1882, кн. 4), "Серапион, митрополит киевский" (там же, 1883, кн. 9 и 10; 1884, кн. 7), "Собрание церковных древностей в Афоне, в Дрездене и Берлине" (читано рефератом в собрании Церковно-археолог. общества и напечатано в "Труд. Киевск. Дух. Акад.", 1883, кн. 2).

Напечатано также несколько речей T., произнесенных в связи с разными торжественными случаями: "Речь по случаю поминовения Киевскою дух. академиею ее основателей, благодетелей, начальников в проч." ("Труды Киевск. Дух. Акад.", 1867, кн. 1), "Религиозный характер русских государей ХVІІІ в.", актовая речь (там же, 1874, кн. 10), "Характеристика Импер. Александра І", актовая речь (там же, 1878, кн. 1). Т. принадлежит ряд ценных рецензий на разные сочинения: "Два пути духовного развития", по поводу "Сочинений И. В. Киреевского" ("Труды Киевск. Дух. Акад.", 1864, кн. 4), разбор книги П. Знаменского· "Руководство к русской церковной истории" ("Киевск. Унив. Изв.", 1877, кн. 5), разбор сочинения епископа Хрисанфа: "Религия древнего мира" (там же, 1877, кн. 6), разбор "Истории русской церкви" митроп. Макария ("Киевск. Стар.", 1883, кн. 5) и др.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое терновский филипп алексеевич
Значение слова терновский филипп алексеевич
Что означает терновский филипп алексеевич
Толкование слова терновский филипп алексеевич
Определение термина терновский филипп алексеевич
ternovskiy filipp alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):