Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - тимофей пономарь юрьевского монастыря

Тимофей пономарь юрьевского монастыря

— пономарь Новгородского Юрьевского монастыря, летописец. В синодальном списке первой Новгородской летописи под 6738 г. находится следующее известие: "Той же зиме в ведоша с Хутина от святого Спаса Арсения игумена, мужа кротка и смерена, князь Ярослав, владыка Спиридон и весь Новгород, и даша игуменство у святого Георгия; а Саву лишиша, посадиша и в келии, и разболеся, лежав шесть недель, и преставися в марта 15, в субботу, пред обеднею, и тако погребен бысть игуменом Арсением и всею братьею, а даи Бог молитва его святая всем крестьяном и мне грешному Тимофею пономарю". Курсивные слова, вписанные от первого лица, дают на первый взгляд повод думать, что Т.-пономарь и есть автор как данного отрывка, так и всей летописи. Между тем в списке той же летописи, находящемся в Академии наук, на месте этих слов стоят другие — "и мне грешному Иоанну-попови". Возникает вопрос, кто же из этих лиц автор летописи, или может быть им не был ни тот, ни другой, оба же они не более как переписчики с более древнего списка или даже с подлинника, в соответственном месте заменившие стоящее там имя автора или переписчика-предшественника своим именем. Сталкивавшиеся с этим вопросом ученые давали на него различные ответы. Митрополит Евгений сочинителем Новгородской летописи считает Иоанна-попа, а Т. — пономаря его подражателем. А. В. Поленов полагает, что Т. был только переписчиком. Преосвященный Филарет замечает, что "пономарь Т. не был только переписчиком летописи, а сочинителем ее", об Иоанне-попе же он вовсе не упоминает. М. П. Погодин о Т.-пономаре и Иоанне-попе говорит, что они "скорее были переписчиками..., чем сочинителями; сочинителями они оба в одно время быть не могли, а переписчиками могли; Тимофею-пономарю мог принадлежать второй почерк, который продолжается до конца 1284 г.". П. А. Лавровский замечает: "Едва ли не положительно должно утверждать о пономаре Тимофее, как о несомненном писце второго почерка". Митрополит Макарий предполагает, что Т.-пономарь и Иоанн-поп могли быть только переписчиками. Проф. Голубинский считает Иоанна летописцем, а T. переписчиком, поставившим свое имя вместо имени Иоанна-попа. Сенигов, примыкая в этом отношении к мнению Погодина и Лавровского, т. е. к тому, что T. принадлежит второй почерк, полагает возможным, с некоторой вероятностью, считать Т. первым продолжателем Софийского временника. Наконец, посвятивший этому вопросу отдельную статью И. Тихомиров задался вопросом установить относительную древность каждого из списков и на этом основании решить авторство того или другого лица; на основании характера письма и других внешних признаков он заключает, что более древним является список T., почти современный описываемым событиям, почему должно считать более вероятным чтение имени Т.-пономаря, а не Иоанна-попа. Тем не менее Тихомиров не решается считать T. автором летописного Новгородского свода от 1200 до 1234 г., — ни автором, ни переписчиком, а отводит ему особую роль: живя близко к описываемым событиям, Т. не мог бы допустить, по мнению Тихомирова, той путаницы, какая существует в этом летописном своде; он был пономарем при Юрьевском монастыре, где и вел современным и недавно прошедшим событиям записки, которыми впоследствии воспользовался какой-нибудь позднейший безымянный составитель свода, плохо разобравшийся в них и многое перепутавший.

Из изложенного видно, что вопрос об авторстве Т. Новгородской летописи, несмотря на все изыскания, остается открытым, да при наличии имеющегося материала едва ли может быть окончательно разрешен. Т.-пономаря не следует смешивать с другим пономарем того же имени, переписчиком Лобковского пролога. Последний был при церкви св. Иакова в Неревском конце Новгорода. Прежние исследователи (Снегирев, Филарет) считали обоих пономарей за одно лицо.

"Ученые Записки Императорск. Академии Наук, по І и III отделам", т. II, вып. 5, стр. 750, 751, 753, 754. — Карамзин, "История Госуд. Российского", т. I, стр. XVI; т. III, прим. 369. — "Полное Собрание Русских Летописей", — в III т. напечатана Новгородская летоп., на стр. 47 находится цитированное место. — Митроп. Евгений, "Словарь о писателях духовного чина", т. І, стр. 258; т. II, стр. 265. — A. B. Поленов, "Библиографическое обозрение русских летописей", "Журнал Минист. Народн. Просвещ.", 1849, ноябрь, стр. 86. — Преосвящ. Филарет, "Обзор русской духовной литературы", 3-е изд., стр. 45. — М. П. Погодин, "Исследования, замечания и лекции", т. V, стр. 349—350. — II. А. Лавровский, "О языке северных русских летописей", стр. 155. — Митроп. Макарий, "История русской церкви", 2-е изд., т. III, стр. 203. — Проф. Голубинский, "История русской церкви", т. I, стр. 653 и прим. 2—Сенигов, "О древнейшем летописном своде Новгорода Великого", стр. 98. — Ив. Тихомиров, "О Тимофее-пономаре, упоминаемом в синодальном списке первой Новгородской летописи", "Журнал Минист. Народн. Просвещ.", 1887, март.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тимофей пономарь юрьевского монастыря
Значение слова тимофей пономарь юрьевского монастыря
Что означает тимофей пономарь юрьевского монастыря
Толкование слова тимофей пономарь юрьевского монастыря
Определение термина тимофей пономарь юрьевского монастыря
timofey ponomar yurevskogo monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):