Большая биографическая энциклопедия - титов владимир федорович
Титов владимир федорович
(р. 18.01.1939) — спец. по истории маркс-лен. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Днепродзержинск Днепропетровской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1966), асп. там же (1971). В 1972—1978 работал на кафедре науч. коммунизма Ун-та дружбы народов им. П.Лумумбы. С 1978 — на филос. ф-те МГУ: в 1989—1991 — зав. кафедрой истории маркс.-лен. филос., с 1991 — проф. кафедры истории заруб. филос. В 1966—1968 — стажер Гаванского ун-та (Куба), в 1975—1977 преподавал филос. в том же ун-те, в 1980—1982 преподавал филос. в Парт. школе Партии труда им. А.Нето (Ангола). Докт. дисс. — "Распространение и развитие марксистской философии в странах Латинской Америки" (1986). Обл. науч. интересов Т. — иссл. филос. и обществ.-полит. мысли в заруб. странах, прежде всего в странах Лат. Америки и Анголе. В работах Т. выявляется специфика становления обществ. мысли в странах, находившихся в колониальной зависимости и вступивших на путь самостоятельного полит. развития. В его публикациях показано, что в XVIII—XIX вв. латиноамер. филос., за редким исключением, следовала в фарватере европ. филос., а наиболее известными мыслителями были, как правило, иммигранты из европ. стран. В начале же XX в. появились мыслители, к-рые не только выступили как интерпретаторы европ. филос., но и самостоятельно пытались осмыслить соц. явления, в первую очередь латиноамериканского континента. Значительная роль в этом принадлежала филос.-марксистам (Х.К.Мариатеги, А.Пе-рейра, Л.Э.Рекабаррен и др.). Во второй половине XX в., как полагает Т., латиноамер. филос. стала развиваться по существу как более или менее самостоятельное течение мировой филос. мысли с достаточно четко определ. проблематикой и значительным числом оригинальных мыслителей. Одним из важнейших направлений стала разработка проблемы единства стран Лат. Америки, самоидентификации и самобытности развития, места и роли христ. доктрины в обществ. жизни. В последние годы Т. занимается также иссл. филос. наследия Хосе Ортеги-и-Гассета и, в частности, его футуроло-гич. идей. Кроме того, он опубликовал ряд материалов, посвященных анализу соц. мысли в СССР и России.
Соч.: Анибал Понсе — пропагандист марксизма-ленинизма в Латинской Америке // В. МГУ. Сер."Философия". 1969. № 6; Жизнь и деятельность Хосе Инхенъ-ероса // Латинская Америка. 1976. № 1; Позитивизм в Аргентине в конце Х1Х — начале XX вв. // ФН. 1980. № 2; Марксистская философская мысль в Аргентине. М., 1981; Ангола: формирование марксистской мысли. М., 1985; Перестройка и нравственность // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 3; Algunas observaciones sobre el pensamiento politico de Mariategui // Jose Carlos Mariategui у Europa. Lima-Peru, 1993. Философия. Учебник для вузов. [В соавт.] М., 1996. 2-е изд. М., 1998; О разработке концепции общественного развития после Октябрьской революции // Диалог. 1996. № 8; Об истоках разрушения нашего Отечества // Диалог. 1997. № 5; Футурологические идеи Хосе Ортеги-и-Гассета // Философия и общество. 1998. № 5.
Большая биографическая энциклопедия
2009