Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - толстой граф федор петрович

Толстой граф федор петрович

— медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783—1873). Первоначальное образование он получил в родительском доме в СПб. и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в Полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер; оттуда Т. поступил кадетом в морской корпус, из которого в 1802 г. выпущен мичманом в Балтийский гребной флот. Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству в Академии худож., Т. стал посещать классы Академии в качестве вольноприходящего ученика и для большей успешности своих занятий в ней вышел в 1804 г. в отставку. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806. г. он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент медальером. В том же году Академия худ. избрала его в свои почетные члены. В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе Академии, в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того — и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 г. преобразования Академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности, и по этому случаю была выбита медаль в его честь. В истории русского искусства гр. Т. занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посту вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников. Он был горячий поклонник Древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях; в своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него — строго обдуманная, рисунок — правильный, техническое исполнение — добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений гр. Т. на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы. Талант гр. Т. ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812—14 гг., двенадцать подобных же медальонов в память Персидской и Турецкой войн 1826—29 гг., медали: поднесенная Виленским унив. гр. Ф. Чапскому, от СПб. ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания вел. кн. Николая Павловича в канцлеры Абоского унив., на кончину имп. Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герц. Максимилиана Лейхтенбергского и мн. др. К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные гр. Т. и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера. По части собственно скульптуры важнейшие произведения графа — сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст имп. Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке. Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им (очерком) с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича "Душенька", в картинках к стихотворениям Н. Щербины (к сожалению, изданных только отчасти и в очень посредственных ксилографиях). Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в Музее имп. Александра III). Наконец, должно упомянуть, что им были сочинены программы для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки. — Ср. "Портретная галерея русских деятелей" изд. А. Мюнстера (т. I, СПб., 1865); Н. Рамазанов, "Материалы для истории художеств в России" (ч. I, М., 1863); "Отчет Имп. Академии худ. за 1871—72 г."; "Записки гр. Ф. П. Т." ("Русская старина", т. VII).

{Брокгауз}



Толстой, граф Федор Петрович

(10.2.1783—13.4.1873). — Надворный советник, художник-медальер.

Отец — генерал-майор гр. Петр Андр. Толстой, мать — Елиз. Егор. Барбо-де-Марни. Воспитывался в Полоцком иезуитском коллегиуме и Морском кадет. корп., куда поступил 26.6.1798, гардемарин — 26.5. 1800, мичман гребного флота — 28.6. 1802, ад. товарища мин. морских сил вице-адмирала П. В. Чичагова — 23.6.1804, уволен от службы лейтенантом — 13.10. 1804 и решил стать профессиональным художником. .Определен на службу в Эрмитаж — 1806, а затем и в Монетный двор медальером — 1810, почетный член Академии художеств — 1809, преподаватель медальерного класса Академии — 1825. Почетный член Вольного общества любителей российской словесности — 6. 5.1818.

Член Союза спасения и Союза благоденствия (член и председатель Коренного совета, участник петербургского совещания 1820). Высоч. повелено оставить без внимания.

Вице-президент Академии художеств — 28.11.1828, знакомый А. С. Пушкина, упомянувшего его в "Евгении Онегине", профессор медальерного искусства — 1842, скульптуры — 1843, тайн. сов. — 5.12.1846. Мемуарист. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Жены: первая — с 1810 Анна Фед. Дудина (1792—1835); дочери: Елизавета (1811—1836) и Мария (3.10.1817—22.7. 1898), писательница, жена беллетриста П. П. Каменского; вторая — Анастасия Ив. Иванова; дочери: Екатерина (1843—1913), жена доктора Э. А. Юнге, и Ольга, жена стат. сов. А. А. Дмитриева. Мария и Екатерина оставили воспоминания.

ЦГАОР, ф. 48, оп. 1, д. 232.



Толстой, граф Федор Петрович

(Tolstoy); скульптор, рисовальщик и медальер. Вице-президент Академии художеств. Род. 10 февраля 1783 г.; служил во флоте, но с 1809 года вышел в отставку, чтобы вполне отдаться художеству. Заслужил громкую славу своими медальонами на события 1811— 1815 гг. (на голубом фоне) и исполнением входных дверей Исаакиевского собора. Он умер 13 апреля 1873 г. Гр. Толстой сам награвировал свои рисунки для Душеньки (к тексту Богдановича); всего 63 доски, в большой лист, в длину (фронтиспис — 62 рисунка), под каждой подпись: "Сочинял, рисовал и гравировал граф Федор Толстой 1830 года" (1820, 1829, 1839 и 1840 гг.). Его портреты гравировали: Райт (в "Contemporains Russes"), Шевченко, Бобров и Серяков.

{Ровинский}



Толстой, граф Федор Петрович

тайн. сов., вице-президент и товарищ президента Акад. худ., скульптор, живописец, рисовальщик и медальер; р. 10 фев. 1783, † 1873 13 апреля.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое толстой граф федор петрович
Значение слова толстой граф федор петрович
Что означает толстой граф федор петрович
Толкование слова толстой граф федор петрович
Определение термина толстой граф федор петрович
tolstoy graf fedor petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):