Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - тон константин андреевич

Тон константин андреевич

(1794—1881) — архитектор; в 1803 г. был принят в воспитанники Имп. акад. худ. и с 1808 г. специально изучал в ней архитектуру, по части которой главным его наставником был Воронихин. В 1815 г. окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малою золот. медалью, присужденною ему за проект здания сената, и оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Но в 1817 г. произошла перемена начальства академии, и Т., оставив академию, определился на службу при новоучрежденном комитете для приведения строительных и гидравлических работ в СПб. в лучшее устройство. Кроме того, он сочинил тогда проект увеселительного заведения ("Немецкого Трактира") на Крестовском о-ве. Начало 1818 г. обрадовало молодых художников вестью о восстановлении чуть было не отмененной посылки лучших из них в заграничное путешествие. Чтобы приобрести на него право, Т. составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который Т. (вместе с живописцем П. Басиным) был послан на 6 лет в чужие края. В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквами новейших времен. Потом он сделал продолжительную экскурсию на Юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причем дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Т. скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя. В 1822 г. Т. посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и был принят за них в ее члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов. Возвратившись в Рим, Т. сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Из относящихся сюда работ, проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и дворца Цезарей в Риме, на Палатинском холме, в особенности доставили Т. репутацию ученого художника. Последний проект обратил на композитора внимание имп. Николая I, по повелению которого Т., в 1828 г., был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3000 руб. в год. В том же году Т. возвратился в С.-Петербург, где он получил поручение обратить бывшую конференц-залу Акад. худ. в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новую конференц-залу и вообще переделать некоторые части здания. Вслед затем Т. получив звание академика и должность профессора 2-ой степени по части архитектуры (в 1830 г.). В том же году, прихожане црк. св. Екатерины, за Калинкиным мостом в СПб., ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своем проекте, представленном на конкурс, Т. придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Т. было повелено самому произвести постройку. Еще раньше, в 1829 г., был передан академии на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьевых горах была найдена, по разным причинам, неудобною, и самый проект его, составленный К. Витбергом, признан неосуществимым; предстояло сочинить новый проект его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Т. с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль. И на этот раз Государь остался сколь нельзя более доволен проектом Т. Постройка храма Христа Спасителя занимала последнего во всю остальную его жизнь. Одновременно с проектом московского храма, Т. составил в том же вкусе проект црк. новоявленного чудотворца Митрофана, для Воронежа (в 1832 г.) и, продолжая строить црк. св. Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы против академии, с пристанью, украшенною фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьева. Тогда же он сочинил проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-ой степ., и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками от французов в Отечественную войну. Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Т. найдена лучшею из трех, выбранных для исполнения. В 1833 г. он определен членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора. После того он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и сочинил проекты соборов св. Екатерины для Царского Села и ап. Петра и Павла для Петергофа, которые и возводились под его руководством. К началу 1836 г., Т., вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовском поле и приступил к постройке, по своему проекту, црк. Введения Богородицы в Семеновском полку — здания, в котором всего полнее и ярче выразился изобретенный Т. тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением ее форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим, Т. составил еще проект црк. русского посольства в Таврисе, собора в Свеаборге, оборонительной казармы, там же, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в СПб. и црк. в имении Синявина. Около того же времени изготовлены им, по поручению правительства, нормальные проекты црк. на 1000, 500 и 200 человек, с тем, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля. В 1837 г., Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось "все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя". Выполнение этой задачи было возложено на Т., который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек. В 1838 г. он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в СПб., Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова м-ря, равно как и нормальные проекты для городских каменных церквей. В 1844 г. вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для СПб. церквей Преображения на Аптекарском о-ве и Благовещения в л.-гв. конном полку. Окончив в 1842 г. постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Т. изготовил, по Высоч. повелению, нормальные чертежи для крестьянских домов в казенных селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлове, где строил в это время инвалидный дом. В 1847 г. он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской жел. дороги в СПб. и Москве, с таможнею при последней, а равно начал приводить в исполнение свой проект сооружения црк. св. Мирония, в л.-гв. егерском полку. С окончанием большого Кремлевского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора возобновление колокольни Ивана Великого в том виде, какой имела она до 1812 г., устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 г. построена Т. СПб. станция Царскосельской жел. дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве. Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в тамошнем Кремле, и, не ограничиваясь ими, сочинил проекты надгробного памятника кн. Пожарскому, в Суздале, и церкви для Тифлиса. В 1853—54 гг., по сооружении вчерне храма Спасителя, Т. составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлевском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым м-рем, исправил главный купол собора в Нововоскресенском м-ре (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство црк. Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатою мироварения, в Кремле, и изготовил проект црк. при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губ. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской црк. св. Мирония. Последние годы деятельности Т., назначенного в 1854 г., по смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлевском дворце, ворот с решеткою для Николаевской богадельни в селе Измайлове, нескольких церквей в казенных горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в СПб. (последний проект привел в исполнение инженер Журавский). Столь обширная производительность не отвлекала Т. от занятий по должности профессора-преподавателя в архитектурном классе академии. В течение 24-х летнего исполнения им этой должности, под его руководством образовалось свыше двухсот молодых зодчих, из которых многие, как напр. К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров, впоследствии составили себе почетную известность. Несмотря на то, изобретенный им стиль не утвердился надолго в русской архитектуре и отжил свое время лишь только не стало покровительствовавшего ему имп. Николая I. Вырабатывая этот стиль, Т. пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и сообщить им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами. Для этого требовалось, кроме врожденного дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с ее памятниками. Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою СПб. академии и в чужих краях, Т., при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу — восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том, Т. принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевроп. образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины.

{Брокгауз}



Тон, Константин Андреевич

(Thon C.); архитектор; воспитанник и пенсионер Академии художеств; заслуженный профессор и ректор академии; тайный советник; строитель большого Московского дворца, храма Христа Спасителя в Москве и многих других зданий. Любимый архитектор Николая I. Род. в Петербурге 16 апр. 1793, ум. 25 января 1881 г. Он издал два больших Атласа реставраций римских зданий: 1. "Il tempio della Fortuna Prinestina... descritto da Ant. Nibby. Roma 1825". Gr. folio; и 2. "Il Palazzo dei Cesari sul monte Palatino... Roma 1828". Gr. folio. Из числа приложенных к этому атласу контурных таблиц пять досок гравированы самим Тоном (3—7) и им подписаны.

{Ровинский}



Тон, Константин Андреевич

воспитан., пенсионер за границею, профес. и заслуж. ректор И. А. X., тайн. сов., знамен. архитект., соорудитель Большого дворца, храма Христа Спасителя в Москве и др. зданий в разных местах России, р. 16 апр. 1793 г. в СПб., † 25 янв. 1881 г.

{Половцов}



Тон, Константин Андреевич

(26. 10. 1794, СПб — 25. 01. 1881, СПб)

Окончил ИАХ, в 1815 получил звание худ. XIV кл. С 1819 — в пенсионерской поездке за границу, в 1821 получил звание акад. Римской академии художеств, в 1822 — проф. Флорентийской академии художеств, в 1823 — член-корр. римской Археологической академии. В 1831 удостоен звания акад., в 1833 — проф. В 1837 назначен гл. архит. при постройке храма Христа Спасителя, в 1838 — гл. архит. комиссии по возобновлению Зимнего дворца и гл. архит. Кремлевского дворца. В 1854 назначен ректором ИАХ, в 1857 — архит. высочайшего двора. В 1869 избран почетным членом МАО. Родоначальник официального русско-византийского стиля в арх., наиболее высокопоставленный российский зодчий своего времени, автор многочисленных крупных сооружений в разных городах России. Работы в Москве: Большой Кремлевский дворец (1838—50, с участием П. А. Герасимова, Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова и В. А. Бакарева), храм Христа Спасителя (1837—83, разрушен в 1931, восстановлен в 1997), перестройка Малого театра (1838—40, Театральный пр., 6), колокольня Симонова монастыря (1835—39, не сохр.), крыльцо у звонницы Ивана Великого в Кремле, Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал (1844—51, Комсомольская пл., 3), Измайловская военная богадельня (1848, городок им. Баумана, !), реставрация Государева двора в Измайлове (1849, городок им. Баумана, 3), таможня и жилой дом на Комсомольской пл., 1 (1844—52).

Лит.: Славина Т. А. Константин Тон. — Л., 1989.



Тон, Константин Андреевич

(1794—1881) — В 1815 г. окончил Академию художеств, в 1819—1828 гг. стажировался в Италии. С 1828 г. причислен к Кабинету Его Императорского Величества. В 1830 г. получил звание академика. В 1838—1849 гг. занимался проектированием и строительством Нового (Большого) Кремлевского дворца. В 1843 г. получил звание профессора Академии художеств. В 1844—1851 гг. занимался проектированием и строительством здания Оружейной палаты в Кремле. В 1849 г. разрабатывал проект реставрации колокольни Ивана Великого (осуществлен в 1852 г.). В 1851 г. разрабатывал проекты перестройки Малого Николаевского (Кремлевского) дворца, Патриаршей ризницы, шатра над Мироваренной палатой, реставрации церкви Двенадцати апостолов. С 1854 г. — ректор Академии художеств по архитектурной части.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тон константин андреевич
Значение слова тон константин андреевич
Что означает тон константин андреевич
Толкование слова тон константин андреевич
Определение термина тон константин андреевич
ton konstantin andreevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):