Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - туманный дир

Туманный дир

[1903—] — псевдоним Николая Николаевича Панова. Поэт и прозаик. Род. в семье податного инспектора. Окончил Московский институт журналистики. Печатается с 1918—1919. Входил в группу конструктивистов. В первой книге стихов "Московская Америка" [1924] Т. стремился показать образы новых людей ("Агитатор", "Председатель завкома", "Красноармеец службы ВОХР" и др.). Но четкое представление о движущих силах революции у поэта отсутствовало. Он то провозглашал, что "жизнь нелепа и мир нелеп", то восторженно утверждал, что пролетариат наперекор блокаде и голоду поставит "мировой рекорд коммунистической победы". Идеологическая расплывчатость стихов Т. сочеталась здесь с художественной незрелостью. Книга носит следы некритического усвоения поэзии символистов и футуристов.

В 1924 Т. выступил под знаком конструктивизма. Поэма "Человек в зеленом шарфе", посвященная революционной борьбе зарубежного пролетариата, по заявлению автора, имеет целью "оживление стиха прозой". Автор стремился к построению фабульной поэзии по принципу романа приключений и ставил перед собой задачу осуществления незаметного перехода из одного стихотворного размера в другой в зависимости от изменения содержания. Т. удалось избежать, основного порока конструктивизма — культа асоциального техницизма. Конечную цель, революционной борьбы отчетливо представляют его герои, сражающиеся как на фронтах гражданской войны, так и на фронте строительства ("Пять фронтовиков", "Сны Михаила Сизова" и др.). Проза Т. очень разнообразна, по тематике. Он изображает подпольную работу русских большевиков ("Тайна старого дома"), деятельность иностранных компартий, крепнущих в борьбе с империалистической реакцией, рост революционного сознания в Америке, Китае ("Дети черного дракона" и др.), разоблачает происки классового врага на советских предприятиях ("Черное золото"). В стихах (начиная со 2-й книги) Т. стремится к многообразию стихотворных форм (рондо, баллада, сонет, она). С течением времени Т. остановился на форме "стихотворной новеллы", как наиболее отвечающей задаче максимальной сюжетной насыщенности стихотворения.

В последних произведениях Т. обращается к теме борьбы международного пролетариата против реакции (поэма "Командир танка", "Взятие Трои"—1937 и пр.).

Он пишет также ряд стихов об укреплении мощи Советского Союза ("Друзья"), о строительстве "будущей Москвы" ("В будущей Москве", "Путешествие в Москву", 1934—1937 гг.) и т. д. Фабульная поэзия Т. носит рационалистический оттенок, она лишена чисто лирических описаний, а порою схематична.

Библиография: I. Московская Америка. 1-я книга стихов, 1919—1923 гг., М., 1924; Человек в зеленом шарфе, поэма, сб. "Госплан литературы", М. — Л., 1925; Дети черного дракона (Необычайные приключения в Китае). Роман приключений из жизни современного Китая. В 5 вып., М., 1925; Всадник ветра (Двойники). Роман, М., 1925; Черное золото. Повесть, Л., 1925; Человек в зеленом шарфе, 2-я книга стихов (1924—1927), [М., 1928]; Тайна старого дома. Роман приключений, М. — Л., 1928; Враг своей тени. 3-я книга стихов (1928—1931), Москва, 1931; Ночь влюбленных. Поэмы, М. 1934; Новеллы [стихи], Москва, 1935; Стихи и новеллы, Жур.-газ. объединение, М., 1937.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое туманный дир
Значение слова туманный дир
Что означает туманный дир
Толкование слова туманный дир
Определение термина туманный дир
tumannyy dir это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):