Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - тверитинов дмитрий евдокимович

Тверитинов дмитрий евдокимович

(настоящая фамилия его — Дерюшкин) — московский еретик, родом из Твери, по которой и получил свое прозвище, был сначала стрельцом, потом перешел в чернослободцы. В Москву T. переселился в 1692 г. и там, чтобы снискать себе пропитание, служил у иноземцев разных религий. Когда в Немецкой слободе в 1700 г. Иоганном Грегори открыта была первая частная аптека, T. поступил туда, с целью, по его словам, "искать науки у дохтуров и лекарей". Природа одарила его пытливым умом и живою восприимчивостью; он был "между другими от натуры остроумнее и тщаливее". Учась лекарскому искусству, Т. в то же время живо интересовался религиозными вопросами, жадно прислушивался к разговорам в этом смысле, нередко и сам принимал в них участие. Это было время, когда свобода верования не испытывала особенных стеснений. В указе 1702 г. Петр I объявлял: "Мы... совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому христианину на его ответственность пещись о спасении души своей". Об этом же говаривал и T.: "Ныне y нас на Москве, слава Богу, повольно всякому, кто какую веру изберет, такую и верует". Понятно, что только при таких условиях могло свободно развиться, а главное — свободно распространиться то учение, основателем которого явился Т.

Поняв, что с его элементарным образованием далеко не уйти, и сгорая жаждою основательно познакомиться с разными верованиями, Т. не остановился перед трудностью изучения латинского языка и, преодолев его, с жаром набросился на чтение Библии, катехизисов и разных религиозных трактатов. В результате этого чтения и постоянных бесед с образованными обитателями Немецкой слободы он усвоил себе многие из протестантских воззрений, которые впоследствии развил и дополнил собственными домыслами. Т. отрицал авторитет церковного предания, отвергал значение церкви с ее иерархией, соборами и св. отцами, говоря: "Я сам церковь, во Христе все — цари и иереи"; признавая единственным ходатаем Иисуса Христа, он видел заблуждение во всяком посредничестве между человеком и Богом, в ходатайстве ангелов, Богоматери и святых, отвергая почитание их; тем менее могло быть допустимым, по убеждениям T., такое посредничество простого человека, почему он молитву за умерших считал почти кощунством; отрицал он, далее, знамения, чудеса, все обряды, почитание икон, креста и мощей, посты, монашество и другие установления церкви. Единственное, что он признавал и на чем строил как все свое отрицание, так и положительные выводы, был Ветхий и Новый Завет. Из этого видно, что протестантизм оказал большое и несомненное влияние на склад воззрений T., однако его нельзя назвать простым последователем и распространителем учения средневековых реформаторов, — протестантской догмы. От протестантизма воззрения T. существенно отличались тем, что он не принял основного догмата протестантов — об оправдании одною верою, а напротив говорил, что человек спасается единственно по делам своим и заслугам. "Правая вера — говорил он — от добродетели познавается"; спасение не в догме, а в жизни; отсюда его убеждение, что "спастись можно во всех верах", чему он находил подтверждение и в словах апостола: "Бояйся Бога и делаяй правду во всяком языце приятен ему есть". Некоторыми сторонами своих воззрений он сходился с сектой стриголников, имевшей значительное распространение при Иоанне III в Новгороде и в Москве; к таким сторонам относятся его непризнание церковной иерархии, моления ангелам, святым и "стихословие похвал". Его аргументы против разных церковных установлений нередко очень сильны и поражают своею яркостью; видно, что они принадлежат не книжнику, черпающему свои доводы из различных писаний и трактатов, а человеку, самостоятельно искавшему разрешения мучивших его вопросов, размышлявшему над ними долго и настойчиво.

Воззрения Т. как нельзя более подходили к той эпохе, в которой он жил, — эпохе преобразований Петра, ломки старых учреждений и обычаев. Вполне естественно, что и в области религии раздался протест против устаревших и в своей неподвижности застывших форм. В противоположность учению других сектантов, учение Т. не призывало к оставленному прошедшему, а именно против него и против всего того, что от него еще осталось, восставало; его догма — протест русской старине в делах церкви, именно в делах церкви, а не веры, протест, отрицание, реформа, почему она так и подходила ко всей деятельности Петра, и почему Петр инстинктивно, безотчетно благоволил к Т. Еще одно обстоятельство очень характерно для учения Т. — в нем относительно очень мало мистицизма, неизменного спутника учений, возникающих в моменты, так сказать, общественных тупиков; напротив, вполне гармонируя с духом времени, учение Т. проникнуто значительной дозой здравого смысла, реализма.

Т. пользовался всяким случаем, чтобы распространить свои воззрения. Если больной у него просил лекарства от болезни глаз или зубной боли, он с насмешкой советовал ему сделать серебряный глазок или зубок к образу св. Ипатия или Антипия чудотворца; если заставал больного за чтением церковной книги, то отговаривал от чтения, утверждая, что в Библии находится все нужное для спасения; при виде постной пищи, вооружался против постов; встречаясь с людьми, интересовавшимися богословскими вопросами, заводил речь о догматах, отличавших православную церковь от протестантской, и, смотря по обстоятельствам, то прямо критиковал православное учение, то притворялся сомневающимися. По свидетельству знавших его, человек "неглупый в политике", Т. имел "незатыкаемые уста", любил говорить о богословских предметах и говорил красно и убедительно. Его недюжинный дар слова и манеру говорить официальный документ, "Записка" об его деле, характеризует в следующих выражениях: "Он имеет понравие уклонное, мягкое и весьма льстивое, так что уже и телом своим не может быть не уклонен, не уступчив, не прегибателен на тот бок и на другой; такожде и шею свою и на то и на другое плечо полагает, и сам весь изгибается, и говорит очень вежливо, утешно, смехом растворяя; приступает и уступает и всячески мастерит, дабы тому, что с кем говорит, приятен был, и таковым понравием так одарен, что едва равного ему обрести можно". Рассуждения Т. слушались "в сладость", с удовольствием. Он сам искал серьезных противников, с которыми вступал в спор, и часто ходил в славяно-греко-латинскую академию для диспутов как с профессорами, так и с воспитанниками ее. Сравнительно малообразованный человек, он владел таким стихийным талантом диалектики, что из споров даже с серьезнейшими противниками выходил победителем. По словам той же "Записки" об его деле, он "едва не прельстил" архимандрита Златоустинского монастыря Антония и "повредил" даже префекта славяно-греко-латинской академии и учителя философии Стефана Прибыловича, уехавшего из Москвы с "болезнью сердца", — с сомнениями, посеянными в нем Т. Однажды пригласил его к себе для прений сенатор И. А. Мусин-Пушкин, почитавший себя и другими почитаемый за человека весьма начитанного в богословии. Т. однако "переговорил его так скоро, что менее чем в четверть часа заставил его замолчать". Тем сильнее, было, конечно, влияние его на людей малообразованных. В спорах он выдвигал преимущественно собственные рассуждения, но не пренебрегал и текстами из священного писания, которое знал почти сплошь наизусть. В особых тетрадях он собрал до 500 наиболее характерных текстов, разделив их на группы в доказательство отдельных своих мнений а каждую группу отметив особенными надписями, вроде следующих: "О идолех языческих" — против иконопочитания, "О тлении человеческого естества" — против чествования мощей, и др. Эти тетради вместе с переведенным на русский язык "Лютеровым катехизисом" он давал читать и списывать. В переднем углу комнаты, где жил T., находился лист с начертанными на нем первыми двумя заповедями, непонятно почему выдвинутый позже противниками T. как главная улика против него в ереси.

12 лет спокойно прожил Т. в Москве. В течение этого времени он приобрел не одну тысячу последователей как в древней столице, так и в других местах. Многие сами распространяли его учение. Наиболее ревностными и способными его последователями были его двоюродный брат Фома Иванов, фискал Михайло Андреев Косой, воспитанник славяно-греко-латинской академии Ивашка Максимов и шурин T., Петр Олисов, позже ставший его противником и всячески добивавшийся, чистыми и нечистыми мерами, его осуждения. Правительственные лица были хорошо осведомлены об его мнениях, но долгое время оставляли его в покое, вероятно, ввиду упомянутого указа Петра о веротерпимости. Однако, благодаря доносам и проискам упомянутого Петра Олисова и других противников T., духовенство зорко следило за ним, а в 1713 г. решилось начать против него следственное дело по обвинению в ереси. Первым был схвачен Ивашка Максимов, а затем по оговорам последнего — Т. и другие его последователи. Главным двигателем этого дела о "новых московских философах" или "московских вольнодумцах" был местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Не ожидая даже окончания следствия, он в мае того же 1773 г. произнес проповедь, направленную против Т. и его учения и исполненную резких и не всегда справедливых нападок. И начал и кончил местоблюститель свою проповедь текстом: "Отче святый, соблюди их во имя Твое... да будут едино, яко же и мы", с чем в кричащем противоречии находится вся его последующая деятельность в этом деле. Следствие о последнем велось духовным начальством при содействии Преображенского приказа. Как T., так и схваченные его последователи были признаны виновными. Т. и Косому каким-то образом удалось ускользнуть из Преображенского приказа и бежать в Петербург, где они жаловались кн. Як. Фед. Долгорукову, обещавшему им свое покровительство. Когда из Преображенского приказа в Петербурге было получено требование выдать T., то за него заступились многие влиятельные сановники: Долгоруков, сенатор Мих. Мих. Самарин и Тих. Никит. Стрешнев, александро-невский архимандрит Феодосий и др., все лица, не любивший Яворского. По просьбе Долгорукого, Петр в августе, несмотря на все хлопоты Яворского, приказал дело о Т. и его последователях изъять из Преображенского приказа и передать на новое рассмотрение в сенат. Только благодаря этому Т., по выражению автора "Молотка на Камень веры", "избег меча", ибо сенат, выслушав всех обвиняемых, объявивших себя православными, а когда-либо произнесенные "дерзкие слова" объяснивших или спорами для упражнений в латинском языке, или еще проще — опьянением, не нашел в деле чего-либо серьезного. Примечательно, что из всех обвиняемых Т. оправдался полнее всего. Указом Петра от 3 июня 1714 г. было повелено товарищей Т. по делу послать в Москву к Яворскому, и "хотя они и сказали, что пребывают в православии, однако все еще их освидетельствовать духовно, истинно ли они православную веру содержат и если явится, что истинно, то... в торжественый день, в соборной церкви велеть им самим о себе объявить, что они в православной вере пребывают твердо, дабы тем об них народное мнение искоренить". Что же касается T., то никаким предварительным испытаниям подвергать его не найдено было нужным, и митрополиту Стефану в том же приказе прямо предписывалось "всенародно объявить, что он, Димитрий, ... в церковных догматах противления никакого не имеет... и в Петербурге св. тайн причаститися сподоблен, дабы тем объявлением об нем, Димитрии, прежнее всенародное мнение искоренить и учинить его свободна". Таким образом, Петр, удовлетворившись отречением Т. от еретических мнений, категорически предписывал Яворскому присоединить его к православной церкви и "учинить свободна". Однако Стефан, вопреки царской воле, поступил иначе: и T., и его единомышленников он под крепким караулом заключил по монастырям, снова начал следственное дело о них и обнародовал "увещание к православным", приглашая всех, кто что-либо о них знает, объявить о том, донести "освященному собору, а кто утаит — будет под соборною клятвою". Яворский считал себя в праве возобновить дело потому, что к нему поступили будто бы новые документы, с несомненностью свидетельствующие о виновности T., но если бы это было так, то не было никакой надобности обращаться с воззванием о доносах. Документы, на которые ссылался Яворский, были — тетради T. с текстами из писания и его таблица с первыми двумя заповедями, но первые из них и раньше были в руках следственной власти, а вторая ни с какой стороны не могла послужить обвинительным материалом. Мотивы, побудившие местоблюстителя продолжать это дело, следует искать в другой плоскости: это был один из эпизодов борьбы духовной власти с светской из-за преобладания в сфере духовных дел. Боявшийся царя, чтобы вести с нии борьбу открыто, нерешительный Яворский ухватился за это дело, в котором формально право было на его стороны, потому что наличность отклонения Т. от православия являлась несомненной, но сила была на стороне Петра.

Доносчики, конечно, нашлись, хотя показания их ничего нового и существенного к уже известному не прибавили. T., заключенный в Заиконоспасский монастырь, обратился с жалобою к Петру на действия Яворского, но местоблюститель задержал ее. Сильно повредил своим товарищам Фома Иванов, находившийся на покаянии в Чудовом монастыре: доведенный до отчаяния крутым обращением о ним, он рассек косарем в церкви образ св. Алексия чудотворца, за что позже был сожжен. Яворский по обыкновению снова выступил против Т. и его единомышленников в ряде проповедей и в одной из них, не дожидаясь решения собора, предал их анафеме. Московскому собору оставалось только присоединиться к решению его главы, что он и сделал, в 1714 г. предав еретиков проклятию и отдав их гражданскому суду. Но прежде чем гражданский суд произнес свой приговор над Т. и его "богопротивной компанией", дело о нем опять было потребовано в Петербург, чего добился кн. Долгоруков, специально из-за этого на время переселившийся в Москву и внимательно следивший за действиями Яворского. Петр приказал и самому Яворскому явиться в Петербург "к ответу о бывшем соборе" и за неисполнение царского указа об освобождении Т. В марте 1715 г. дело Т. вновь рассматривалось в сенате и приняло совершенно неблагоприятный оборот для местоблюстителя, так что однажды "сенаторы с великим студом и жалем изгнали его вон". Из обвинителя Яворский превратился в обвиняемого. Т. к тому же представил некоторые документы, из которых явствовало, что местоблюститель сам относился, по крайней мере в прошлом, сочувственно к протестантизму. По указу Петра от 22 февраля 1715 г. T. был отдан одному из архиереев "в служение при его доме,... дабы непоколебим в вере". В 1718 г. он был освобожден на поруки, и впоследствии, окончательно отрекшись от своих воззрений, ходатайствовал о полном прощении. Синод в 1723 г. определил разрешить его от церковного проклятия, и он был принят в церковное общение.

Литературным памятником религиозного брожения, связанного с именем T., остались три полемических сочинения: первое — Стефана Яворского, вышедший уже после его смерти известный "Камень веры"; второе — "Рожнец духовный", написанный шурином T., Петром Олисом, в иночестве Пафнутием; третье — "Молоток на Камень веры", направленный, как видно из названия, против сочинения Яворского; автор "Молотка" неизвестен.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тверитинов дмитрий евдокимович
Значение слова тверитинов дмитрий евдокимович
Что означает тверитинов дмитрий евдокимович
Толкование слова тверитинов дмитрий евдокимович
Определение термина тверитинов дмитрий евдокимович
tveritinov dmitriy evdokimovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):