Большая биографическая энциклопедия - ухтомский андрей григорьевич
Ухтомский андрей григорьевич
(1770—1852) — гравер на меди, сын священника; не окончив курса в Ярославской духовной семинарии, в 1786 г. поступил на службу подканцеляристом в Ярославский сиротский суд, откуда "по усмотрении в нем отличных способностей" был в 1795 г. уволен для поступления в Имп. академию художеств. В ней он учился у И. Клаубера. В 1799 г. по высочайшему повелению определен в учрежденный тогда и недолго существовавший гравировальный ландшафтный класс. Окончил курс академии с званием художника XIV кл. в 1800 г. и вскоре за тем признан назначенным в академики. Получил это звание в 1808 г. за портреты кн. Я. П. Солтыкова и его жены. В 1815 г. сделан управляющим академическою печатною палатою. В 1817 г. по слабости зрения уволен от занятий с учениками граверного класса и назначен библиотекарем Академии, каковую должность занимал до увольнения своего в отставку в 1850 г. У. был один из самых способных и плодовитых учеников Клаубера. Он гравировал всевозможными способами: резцом, крепкою водкою, карандашною манерою, акватинтой, пунктиром, механическим прибором Коласа. В ряду его работ, число которых простирается до 186, лучшими должно признать портреты; некоторые из них, как, напр., портреты Салтыковых, Д. П. Трощинского, П. А. Тучкова, Нелидова и Голубцовой, не уступают второстепенным портретным произведениям Уткина.
А. С—в.
{Брокгауз}
Ухтомский, Андрей Григорьевич
(Ouchtomski); гравер на меди всеми возможными манерами: резцом, крепкой водкой, карандашной манерой, акватинтой, пунктиром и манерой Колласа. Родился в 1770 году, сын священника; не кончив курса в Ярославской семинарии, поступил на службу в Ярославский сиротский суд подканцеляристом, 18 июня 1786 г.; 29 сент. 1795, "по усмотрению отличных способностей" президентом Мусиным-Пушкиным, уволен для поступления в Академию художеств. Унился y Клаубера; 1797, 31 дек. получил награждения 100 р. за гравированную им старушку; с 1 янв. 1798 г. назначено ему жалованье по 150 рублей в год, стол с учениками, квартира, дрова и свечи (журн. Сов. Акад. л. 43). 1799, 7 ноября определен по высочайшему повелению в гравировальный ландшафтный класс гравером. 18 авг. 1800 г., окончив курс в Акад. художеств, получил звание художника 14-го класса, аттестат 1-й степени и шпагу и избран в назначенные. В 1804 г., за доску с изображением рук, с рисунка А. Иванова и за исправление оригинала Аполлона, получил 75 р. Гравировал фигуру с розгами и сидящего циклопа. За доску: вид с берега против Каменного острова (оцененную в 700 руб.) получил добавочных денег 400 р. — 1807 г.; за вид Каменного острова получил 350 р. (оценен тоже в 700 p.). 1 сент. 1808 избран в академики за портреты графа Солтыкова и жены его.
В 1801 окончил большую гравюру с Берсенева; 1815 г. 16 окт. ему поручена в управление Печатная палата; 1817, 15 февраля по слабости зрения уволен от граверного класса [На его место назначен Уткин с 600 р. жалованья.] и сделан библиотекарем академии. В 1821, 16 сент., ему дана золотая Демидовская медаль (за успехи по механике) за изобретенную им гравировальную машину [Об этом изобретении в делах Акад. худож. сохранилась следующая переписка: "В декабре 1820 года посланник при баварском дворе граф Пален доставил в академию объяснение о изобретенной художником Вольфсгеймером гравировальной машине, посредством которой можно тянуть всякие линии, даже круглые; академия, отнесясь одобрительно о новоизобретенной машине и находя оную лучшего качества против доселе употреблявшейся английской, уже предположила снестись с изобретателем относительно размеров и цены ее; но в феврале г. Ухтомским было прислано письмо на имя президента академии, в котором он объяснял, что им давно уже изобретена гравировальная машина ничем не хуже баварской, причем приложены и самые образцы с выгравированных посредством оной штрихов. Рассмотрев эти образцы, академия заключила, что машина Ухтомского вполне может заменить баварскую, за исключением производства круглых штрихов, в которых, впрочем, и надобность в гравюре редко встречается (да и г. Ухтомский берется и в этом отношении машину свою усовершенствовать); почему академия положила: ненужной затраты на машину Вольфсгеймера не делать, a приобрести машину Ухтомского, a изобретателю исходатайствовать награду, которая ему и по закону за его изобретение следует" (II. 156). Вследствие чего 16 сент. 1821 г. Ухтомскому дана золотая медаль, учрежденная Н.А. Демидовым (в 1771 г.) в награждение за успехи по механике, и сверх того выдано ему на усовершенствование машины 2000 руб. из Госуд. казначейства. Машина эта долгое время стояла в печатной и, по свидетельству Келенбенца, никогда не была употребляема в дело.]. 1831, 5 февр., сделан хранителем Академического музея; 27 апр. 1834 получил за труды бриллиантовый перстень. В 1840 г. поручено ему сделать оттиски с досок путешествия Головнина; в 1848 г. он командирован для принятия с парохода художественных произведений, присланных для академии. В 1850 уволен от службы, с назначением пенсии. В 1854 г. новый хранитель музея, по представлению Ухтомского, сделал распоряжение об истребовании эстампов, взятых членами Акад. художеств под расписку, и о реставрации картин. В 1858 Ухтомский причислен к Штабу генерал-инспектора по инженерной части (Петров, 148).
Ухтомский был одним из самых плодовитых и способных учеников Клаубера; некоторые портреты его, как, например: Солтыковых, Нелидова, Трощинского, П.А. Тучкова, Голубцовой и т. д., — могут быть поставлены наряду с второстепенными вещами Уткина.
Его работы — портреты:
1. Августин Сахаров; 1818; 1-е отпеч. с полями, покрытыми царапинами.
2. Александр I. 3. Он же. 4. Изображение царя Алексея Михайловича, в рост, в царском облачении; слева от него боярин Нарышкин. Грав. в контурах, без имени Ухтомского, для "Описания русских одежд", соч. А.Н. Оленина, оставшегося неизданным; доска эта поименована под именем Колпакова (№ 13), гравировавшего прочие доски этого издания; она находится в Акад. художеств. 5.10 х 6*.
5. А.Б. Араратский; во 2-х отпеч. рамка кругом гравюры стерта и прибавлена французская подпись. При книге: "Жизнь Артемия Араратского; СПб., 1813"; грав. резцом. 6. А.Д. Балашев, гравир. резцом в 1815 г.; 1-е отпеч. до подписи. 7. Граф Васильев, с оригинала Боровиковского, гравирован резцом; 1-е до подписи.
8. Князь М.С. Воронцов, с оригинала Дюбуа, 1813; 1-е отп. до подписи.
9. Граф Гага (шведский король Густав-Адольф II); гравирован пунктиром: "А. У.".
10. Барон Гейкинг; гравирован резцом в 1797 г.
11. Кн. B.C. Голицын; в рост, гравирован акватинтой; в военной форме, в ботфортах с кисточками; в руках, заложенных назад, треугольная шляпа с султаном; на груди два креста. Справа обозначена тень от фигуры. В моем собрании экземпляр без всякой подписи, с пометой рукою Рассинга; 6 x 4*. 12. М.И. Голубцова, с оригинала Боровиковского; грав. резцом. 13. Ф.А. Голубцов, — то же; 1-е отпеч. прежде подписи. 14. Давид царевич Грузинский; грав. резцом; 1-е до подписи; есть отпечатки новые, очень слабые. 15. Г.Р. Державин; он представлен в халате, из-под которого виден жилет; на голове колпак с кисточкой, повисшей вперед; он в раздумье облокотился на левую руку; гравюра резцом; судя по манере, работы Ухтомского; поясной, 3/4 влево; 7.11 х 6*; в моем собрании экземпляр без всякой подписи. 16. Екатерина II; гравир. способом Колласа, ½ влево; в Акад. художеств в книге Уткина с его пометой: "в память от Ухтомского". 17. А.П. Ермолов; грав. резцом, с оригинала Мошкова; 1-е отпечатки до подписи.
18. Граф Н.М. Каменский; грав. резцом; во 2-х отпечат. имя Ухтомского уничтожено. 19. Е.А. Котцебу, с ориг. Варника, грав. резцом; 1-е отпеч. прежде подписи; в 3-х фон над головою стерт; при книге: "Путешествие в Южный Океан..." 1815—18 гг.".
20. Ю.Ф. Лисянский, 1812, с ориг. Гейзендама; грав. пунктиром; 1-е до подписи; 2-е с подписью, при его Путешествии вокруг света, СПб., 1812. 21. М.В. Ломоносов; 1-е отпечатки до подписи; 2-е с подписью; в 3-х фон тушеван в 4 черты; при книге: Собрание Русск. Образц. сочинений, СПб., 1821 (2-е отпеч.). 22. Михаил Митрополит; гравир. карандашной манерой; 1-е до подписи; 2-е с монограммой: *** 1822; 3-и с подписями.
23. Гр. А.П. Мусин-Пушкин, с ориг. Лампи; грав. пункт. 24. А.Л. Нарышкин, грав. карандашной манерой.
25. Нелидов, с ориг. Ромбауера; огромный лист, гравиров. резцом; внизу город Курск; во 2-е отпеч. прибавлены стихи. 26. О.И. Непейцын, гравир. пунктиром. 27. Е.Д. Озеров, грав. резцом; 1-е отпеч. прежде всякой подписи; 2-е с подписью, монограммой Ухтомского и годом 1816. 28. Кн. Н.В. Солтыкова, грав. резцом с ориг. Квадаля; 1-е отпеч. до подписи, в овале.
29. Князь Н.П. Солтыков, грав. резцом с ориг. Квадаля; 1-е отпеч. с подписью: "А: Ухтом:". Грав. 1807 года; во 2-х: "...1808 A. Ouchtomskoy Sculpsit"; оба портрета отлично выгравированы резцом. 30. Тихон Задонский, с рисунка Чурикова, грав. резцом. 31. Д.П. Трощинский, с ориг. Боровиковского; 1-е отпеч. прежде подписи; 2-е с подписью и девизом: "ex toto animo"*. 3-и с другим девизом: "...bonus atque fidus..." Грав. резцом. 32. А.А. Тучков 4-й, грав. резцом, с ориг. Варника; 1-е до подписи; 2-е с подписью; в 3-х в круге прибавлено: "Александр Алексеевич Тучков". 33. Н.А. Тучков; 1-е отпеч. прежде подписи; 2-е с подписью; с ориг. Дамона; грав. резцом; 8.7 х 5.11. 34. Он же, грав. резцом, с оригинала Дамона; 1-е отпеч. до подписи, в круге; 2-е с подписью и круг обнесен четырехугольником; 8.2½ х 6.1. 35. П.А. Тучков 3-й, грав. резцом (8-угольник в четырехугольнике); без подписи; 3.8 х 3.1½.
36. С.А. Тучков 2-й, с ориг. Кипренского; грав. резцом; с видом города Тучкова и монограммой гравера; 5.1 x 3.10½; при его книге: "Сочинения и переводы, СПб., 1816"; 4 части. 37. Гр. Д.И. Хвостов, грав. карадашной манерой, с ориг. Кипренского, 1812. 38. И.И. Хемницер, грав. резцом, с рисунка И. Иванова, — при его Баснях, СПб., 1811. 39. В.Я. Чичагов, грав. пунктиром; 1-е отпеч. прежде подписи.
40. "Abbas Mirza", — наследник персидского престола: "Aqa Mehémet Djafer delt", в лист*; 1-е отпеч. прежде подписи, с одним гербом*.
41. "Гравер Прейслер | с В гр. АУ"; грав. резцом; 7.6 х 5.6.
Ученические работы
42. Девочка с голубем, 1796 г. 43. Мальчик разнимает дерущихся петухов.
44. Старушка: "С Естампа Г. Вилля. | Гр. Андр. Ухтомский 1798. |
Я тож в поре своей Не хмурила бровей".
45. Старушка с тюльпаном в руке: "с Естампа Г. Вилля — Гравировал А: Ухтомский. |
И я в пятнадцать лет
Была такой же цветь". — Грав. резцом; 4°.
46. "Матерния ласки. С Эстампа Г: Вилля — Грав. А. У. 1799". В лист.
47. "Царь Артаксеркс — Грав. Андр. Ухтомский".
48. "Есфирь | Гравир: А: Ухтомскии". В четырехугольнике, по грудь, У, влево. Дружка № 47. 8.3 х 7.3.
49. "Вечер. —г Гравир. А. Ухтомский 1801 г."; копия с иностранной гравюры; 13 х 17.4.
50. Обручение Великомученицы Екатерины: "Писал Кореджио. — Грав. А. Ухтомский. — Картина такой же меры находится в Императорском Эрмитаже". В лист.
51—61. 12 досок оригиналов, изданных Академией художеств, гравированных карандашной манерой:
1) № 15. Богоматерь со Спасителем, с Рафаэля (La Seggiola); внизу монограмма гравера и год 1815. 2) № 24. Голова Париса: "Рисов. г-н Лосенко — Грав. А. Ухтомский". В большой лист. 3) № 39. Женская голова: "Рис. Г. Гриоз. Гр. А. У."; в малый лист. 4) Девушка в капоре с перьями, с жемчужной серьгой. В малый лист. 5) Губы и носы; в малый лист. 6) Глаза. 7) Две ноги (одни пальцы); в малый лист. 8) Руки (тоже). 9) Фавн, играющий на цевнице; в большой лист. 10) Фигура с розгами, из картины Доминикино. 11) Голова вакханки; и 12) Аполлон.
Виды
62. "Вид с каменного острова противолежащего ему берега", с посвящением имп. Елизавете Алексеевне от Ухтомского. В большой лист, в ширину; 1-е отпеч. до подписи.
63. "Вид дворца каменноостровского...", с таким же посвящением. В большой лист в ширину.
64. "Вид колонны и храма... Гатчины", с посвящением Павлу I от Щедрина. В лист.
65. "Вид дворца в Павловске...", с посвящением имп. Марии Феодоровне. В лист.
66. Вид крепости города Павловска. То же.
67. Вид сада в Павловске. То же.
68. "Вид большого бассейна... в Петергофе". В большой лист в ширину.
69. "Вид Кирилло-Новоезерскаго Монастыря... 1820. | рис. с Натуры И.К. Каулин. — Г. А. У.". В малый лист*.
70. "Вид кирилло-новоезерского монастыря. | Настоятелю оного Архимандриту Феофану. | от Белозерских граждан 1823 года. | с Натуры рисовал Инже. Маиор Каулин. — грав. А. У.". 13,3 х 22.7*. 1-е отпеч. неконченые, до подписи*.
71. "Вид Макарьевского Желтоводского Монастыря... старца Израиля. — Рис: М. Воробьев 1816. — Грав. А. Ухтомский 1816". В большой лист в ширину.
72. "Вид Саровской пустыни... 1834-го г. — Рисовал с Натуры Ф. Шмелев. — Гравир. А. Ухтомский". Очень большой лист в ширину.
73. "Вид Тихвинского большого монастыря... в 1837 году. — С Натуры рис. Заболоцкой. — Гравир. А. Ухтомской". То же.
74. "Вид... Эчмиадзина... Еривани... гравир. в Санктпетербурге 1805 года".
75. "Вид Собора священномученика Григория... в Эчмиадзине... в Ст. Петербурге Грав: А. — У. 1805". Оба гравированы пунктиром в большой лист в ширину.
76. "Вид Югской Дорофеевой Общежительной Пустыни... 1824 года... Рисовал профессор Перспективы М: Воробьев. — Грав. А.У."; в большой лист, в ширину.
Картинки, чертежи к книгам и виньетки
77. 1803 г. Одна доска в Атлас к Путешествию Сарычева, 1803 г.: "Камчадал на санках с упряжкою собак".
77а. Две виньетки к кнйге "Приключения по смерти" (1805 Штиллинга). Вера учит детей читать: 1. "Блаженство детей | ч. III Прикл. 1 — Грав. Ухтомский"; и 2. "Тавримон | ч. II Прикл. 4. Грав. Ухтомский".
78. 1806 г. Одна доска: Тмутараканский камень, к письму гр. Мусина-Пушкина о Тмутараканском камне, найденном на острове Тамани в 1792 г.; СПб., 1806 г.
79—85. 1808 г. — Семь картинок к книге: "Душенька, опера в пяти действиях. в санктпетербурге 1808 года"; 4°. Из предисловия видно, что все виньетки в книге гравированы Андреем Ухтомским, по рисункам Андрея Иван. Иванова; a именно:
1) Олимп, с подписью: "Зри щастие весь свет прекрасной сей четы! | Действие V. Явление последнее".
2) Колесница, запряженная парою коней.
3) Лук и стрелы; над ними громовые тучи.
4) Круглый храм; впереди два лебедя.
5) Скалы, из-за которых виден круглый храм; на земле лежат меч и лампада.
6) На реке лодка; на земле лежит корона, скипетр и другие вещи.
7) Амур целует Душеньку (со статуи Кановы).