Большая биографическая энциклопедия - унковский николай владимирович
Унковский николай владимирович
[ок. 1857 Калуж. губ. — 13(26).6.1904, Калуга] — арт. оперы (драм. баритон), режиссер, антрепренер, пелагог. Род. в дворянской семье. В 1876 окончил петерб. Морское уч. ще (был произведен в мичманы). Одновременно обучался пению в частной муз. школе А. Евгеньева у О. Палечека. В 1876 участвовал в 1-й пост. оперы "Сын мандарина", в к-рой исп. партию Зай-Санга (любительский спектакль в доме командира гвардейского экипажа Д. Головачева). В 1879 выступил в партии Мефистофеля ("Фауст") в благотворительном спектакле в Туле. В 1878—80 вольнослушатель Петерб. конс., где обучался пению у К. Эверарди. Уйдя в отставку, в 1880 уехал в Пензу, где преподавал пение. В 1884—87, (антр. П. Медведева). 1890—91 и 1893—94 выступал в Казанской опере (дебютировал в партии Валентина — "Фауст"). В 1887—88 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Эскамилио затем выступал и одновременно работал режиссером в Саратов, опере. В 1892—99 возглавлял в Саратове Товарищество рус. оперных артистов, с к-рым гастролировал в Казани (май 1893; сентябрь—октябрь 1894), Самаре (1895; здесь его слушал М. Горький) Н. Новгороде (1893), Уфе, Симбирске. Оренбурге, Ярославле, Пензе. Москве (1895), Рыбинске и Opле (1898). в 1899, продав свое имение в Тульской губ., купил пароход и баржу и превратил ее в "Оперный плавучий т-р Н. В. Унковского", расширил труппу до 70 человек и курсировал на пароходе от Казани до Архангсльска Осуществил первую в Саратове постановку "Пиковой дамы" совместно с дирижером И. Палицыным.
Обладал мощным голосом приятного тембра и ярким драм. дарованием. "Унковский был любимцем саратовской публики. В чем бы он ни выступал, везде ждал его триумф... Голос его, драматический баритон— странный, "двухэтажный", я бы сказал, голос: центра его был мощный, а верха, начиная с ми, узкие и задавленные точно шею ему во время пения давил туго затянутый галстук. Но Унковский был актером большой сценической и музыкальной культуры. Все у него в парта было экспрессивно и оправданно. Он сам при исполнении своих партий и при постановке опер широко умел пользоваться литературным, историческим и иконографическим материалом" (Н. Боголюбов)*.
1-й исп. партий: в Саратове и Казани-Елецкого ("Пиковая дама"), в Москве — Муция ("Песнь торжествующей любви" В. Гартевельда); в Казани и Н. Новгороде — Иуды ("Маккавеи"). Лучшие партии Руслан, Князь Игорь, Демон ("Демон" А. Рубин-штейна) Петр ("Вражья сила"), Кочубей, Онегин, Иуда, Амонасро. Ренато, Нелюско, Тонно, Эскамилио, Вольфрам. Др. партии: Елецкий, Вязьминский, Мизгирь ("Снегурочка"); Оберталь, Невер, Барнаба, Сильвио. Партнеры: М. Будкевич, М. Инсарова, Ю. Закржевский, О. Соколова-Фрелих. Пел п/у Н. Алмазова, И. Палицына, Б. Плотникова, И. Труффи.
Вел пед. деят-сть в Москве, Пензе, Калуге (здесь в 1901 открыл курсы пения и оперные классы).
Лит.: Горький М. Между прочим // Самарская газета. 1895. № 153. С 2; Лапенков А. Н. В. Унковский // Театр и искусство. 1904. № 28; 11. В. Унковский. (Некролог) // Петерб. дневник театрала. 1904. № 30. С. 7; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 27— 28, 29, 43; Из музыкального прошлого: Сб. статей / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. Т. 1. — М., 1960. С 207, 209—212, 267—268, 271.
УСАТОВ Дмитрий Андреевич, 10(22).2. 1847, под Петербургом — 10(23).8.1913, Ялта — арт. оперы (лирмко-драм. тенор), камерный певец, антрепренер и педагог. Род. в семье крепостного графа Н. Шереметева, в детстве пел в его хоре. В 1868—73 обучался пению в Петерб. конс. (кл. П. Репетто и К. Эверарди), к-рую окончил с малой серебряной медалью. На оперной сцене дебютировал в Харькове, затем пел в Киеве (сезон 1873/74 и в 1876, 1879), в 1875—78 и 1901—в Казани (здесь же организовал оперное товарищество, силами к-рого в 1878 была поставлена опера "Нижегородцы"). Выступал также в Н. Новгороде, Саратове (антр. П. Медведева), Астрахани и др. городах. В 1880—89 пел в моск. Большом т-ре (дебютировал в партиях Фауста — "Фауст" и Радамеса). Обладал ровным приятным по тембру, хорошо обработанным, но не сильным голосом (иногда с горловым оттенком), владел фальцетом. Известный муз. критик С Крутиков писал: "Усатов — наш лучший тенор, умело пользующийся некоторыми приемами итальянских певцов. Очевидно, Усатов много и усердно работал над своим голосом. Мы помним его только что вышедшим из Петербургской консерватории. Какой у него был тогда жидкий, дряблый и как бы разбитый тенорок. Трудно было предположить, что с таким голосом можно было достичь таких блестящих результатов" (Искусство. 1883. № 2. С 23).