Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ушаков семен федорович

Ушаков семен федорович

(впоследствии Пимен) — знаменитый царский иконописец; родился 1626 г.; состоял при Оружейной палате, где делал рисунки для граверов-серебреников, украшавших резьбою и гравировкою царскую серебряную посуду. В Московском публичном музеуме есть его рисунок пером "Зосима и Савватий", приготовленный для гравирования и свидетельствующий о большом искусстве его в этом деле.

Подробная биография Ушакова, как иконописца, помещена Ю.Д. Филимоновым в Сборнике Древнерусского Искусства (с отличными рисунками с его икон). В моих Русских Граверах 1870 г. указаны только его рисунки, по которым гравировали: Трухменский (царь Давид, 1680 года, заголовок для Вечери душевной, 1683 г. и Житие Иасафа Царевича) и Андреев (Христос с крестом); с тех пор отысканы его собственные офорты; таких в моем собрании два, с его подписью:

1. Отечество, т. е. Бог Отец и Иисус Христос с державой и Евангелием, сидящие на херувимах, и Св. Дух над ними, в виде голубя. Внизу подпись: "зрод*** год начертал Симон Ушаков" (1666 г.). Такой же экземпляр есть y Ф.И. Буслаева 11.2 х 8.9½.

2. Семь смертных грехов. На картинке представлен нагой грешник, ползущий на четвереньках; руки и ноги его скованы цепями; верхом на нем сидит бес и погоняет его плетью. На глазах грешника повязка, a c боков две корзины, из которых в одной находятся: собака, змея, козел и павлин; a в другой: медведь, лягушка и лев, означающие семь смертных грехов: зависть, скупость, блуд, объядение, гордость, уныние и гнев; справа вечный огонь, a вверху и слева выписки из Апокалипсиса. Внизу, в особом клейме, подпись мастера: "Сию дщи | цу начертал | зограф пимин | Феодоров сын | Зовомыи Симон | оушаков лета | ***зрог" (1665). См. подробнее в моей книге: Русские Народные Картинки; СПб., 1881. III. 158. Превосходный экземпляр этого редчайшего листа находится в моем собрании. В собр. Олсуфьева есть другой, выпечатанный, экземпляр.

Оба эти листа представляют капитальные страницы в нашей гравюре XVII века; Ушаков виден в них не только как иконописец, но и как хороший рисовальщик. В семи смертных грехах очень хорошо выполнены мелкие фигуры грехов, — лев, медведь, собака и т. д. и сидящий на грешнике бес; нагое тело грешника, ползущего (в ракурсе) на зрителя, нарисовано верно; руки и ноги представляют до некоторой степени академическую правильность [Впрочем, по всей вероятности, рисунок этой картинки заимствован с иностранного образца.].

В старину такой рисунок назывался фряжским. Уже с половины XVII века русские иконописцы стали отступать от иконописных правил и писать иконы "по живописному". Причины этому понятны: царь Михаил Феодорович, a после и царь Алексей Михайлович постоянно вызывали живописных мастеров из Европы, a в 1643 году при Оружейной палате находились постоянные "живописного дела мастера". Корму и жалованья царского эти фряжские живописцы получали против русских иконописцев вдвое, с другими преимуществами. Это, конечно, побуждало русских иконописцев подражать им, тем более что

только немногие поборники старины [Как говорит изограф Иосиф в своем письме к Симону Ушакову: "что застарело того и держатся, a еже что от давна потрачено и обетшало, от сего наипаче выну приемлют старину и смуглость похваляти".] продолжали стоять за письмо в иконном пошибе, большинство же публики требовало икон живописных в так называемом фряжском пошибе. Одним из таких нововводителей фряжского пошиба был и Симон Ушаков; впрочем, ввиду разнородных требований заказчиков, и Ушаков, и прочие иконописцы писали одновременно и по-иконному и в фряжской манере, как кому нравилось.

Слово "начертал" должно понимать "начертал иглой по лаку, для травления крепкой водкой" и не смешивать его с словом "знаменил", т. е. рисовал. Поэтому я склонен отнести к гравированным работам Ушакова еще два листа из "Жития Варлаама и Иасафа Царевича" (Москва, 1681), помеченные такою же подписью; a именно:

3. Заглавный лист с аллегорическими фигурами и подписью: "Начертал Симон Ушаков".

4. Изображение Варлаама, беседующего с Иасафом Царевичем; здесь подпись: "Начертал Симон Ушаков 7188 года. Афонасе Трухменъской" должна обозначать, кажется мне, что офорт делал Ушаков, a резцом прошел его Трухменский. Поэтому оба эти листа помещены в Словаре и под именем А. Трухменского.

{Ровинский}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ушаков семен федорович
Значение слова ушаков семен федорович
Что означает ушаков семен федорович
Толкование слова ушаков семен федорович
Определение термина ушаков семен федорович
ushakov semen fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):