Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - успенский петр демьянович

Успенский петр демьянович

[05(17)05.1878 — 02.10.1947] — теософ и оккультист. Род. в Москве, в семье разночинцев. После окончания общей гимназии получил матем. образование. В начале века сотрудничал со многими "левыми" изд., выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге (1907—1921). С 1921 жил в Лондоне. Дух. поиски У. начались после 1905 года, когда он серьезно увлекся эзотерическими учениями, посвященными внутр. связям явлений. Путешествуя по Зап. Европе, У. знакомится с европ. оккультизмом, теософскими учениями, а затем, путешествуя по Востоку, с учениями йоги. Творч. искания У. можно условно разделить на 3 периода. Первый — до 1915, когда, исходя из идей Канта и Маха, У. критиковал понятие трехмерного пространства как результат субъективной ограниченности человеч. восприятия. Осознавая себя творцом "новой модели Вселенной", У. выдвинул идею многомерного мира, в к-ром четвертым измерением является время. Используя материалы совр. физики, математики и естествознания, он привнес в изложение этой вост. по своему происхождению доктрины ряд новшеств. Его работы этого периода ("Четвертое измерение", "Новая модель Вселенной") представляют своеобразное сочетание механистической физиологии и психол. с "законами кармы", совмещение тайных учений с матем. спекуляциями и даже с ницшеанской идеей сверхчеловека, осмысленной в религ.-филос. духе. Мистицизм У. трактовал как "познание расширенным сознанием" ноуменального мира со всеми его признаками. Второй этап творч. исканий У. начался в 1915 со встречи с Г.И.Гурджиевым — адептом вост. оккультизма, восходящего к одному из гл. направлений среднеазиатского суффизма — накшбендизму. Учение Гурджиева, а также его идеи относительно "объективного знания" и "объективного искусства" были восприняты У. Однако в школе Гурджиева он столкнулся с необходимостью непосредственной связи с первоисточником и прямой, ежеминутной практикой дух. делания, требующих от участников большого физ. напряжения, а также абсолютного подчинения ученика Учителю. Такой тип взаимоотношений был неприемлем для У, что и послужило причиной его разрыва с Гурджиевым (1921). В посл. период своей деятельности, проживая в Лондоне и Нью-Йорке, У. занимался популяризацией учения Гурджиева, а также выступал с лекциями, представлявшими своеобразный синтез совр. науки и вост. филос., разрабатывал идеи дух. совершенствования и достижения индивидуального бессмертия.

Соч.: Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911; Внутренний круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке. СПб., 1913; Символы Таро. 2-е изд. Пг., 1917; Четвертое измерение. 3-е изд. Пг., 1918; 4-е изд. Берлин, 1931; Искания новой жизни. 3-е изд. Пг., 1918; A new model of the Universe. London, [1948]; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 1992 (репринтное изд.); Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1992.



Успенский, Петр Демьянович

Род. 1877, ум. 1947. Философ, мистик. Неоднократно путешествовал по Востоку. Сочинения: "Четвертое измерение" (1910), "Терциум органум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931) и др. С 1921 г. жил за границей.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое успенский петр демьянович
Значение слова успенский петр демьянович
Что означает успенский петр демьянович
Толкование слова успенский петр демьянович
Определение термина успенский петр демьянович
uspenskiy petr demyanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):