Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - утин евгений исаакович

Утин евгений исаакович

(умер 9 августа 1894 года в селе Верхняках Волынского уезда) — присяжный поверенный, писатель-журналист.

Некролог

На днях в Волынской губернии скоропостижно скончался один из выдающихся петербургских присяжных поверенных Евгений Исаакович Утин. Покойный, окончив курс в С.-Петербургском университете, долго путешествовал по Европе и затем, возвратившись в Россию, стал заниматься адвокатурой. На этом поприще он быстро выдвинулся и занял среди присяжных поверенных выдающееся положение. Евгений Исаакович Утин известен был и как писатель: он принимал деятельное участие в "Вестнике Европы", где напечатал целый ряд политических и критических статей, как, напр., о сочинениях Решетникова, Салтыкова (Щедрина) и проч. Кроме того, покойным была издана книга о Румынии и Болгарии. Прекрасно образованный, много читавший, он был ценным собеседником и человеком, отзывчивым на всякое доброе дело.

("Новое Время", 1894, № 6629).

Памяти Е. И. Утина

Недавно газетные телеграммы возвестили о смерти известного публициста Е. И. Утина. Смерть эта только потому мало возбудила толков в обществе, что покойный журналист писал не особенно часто и через довольно продолжительные промежутки. А между тем для всякого, кто следил за его литературной деятельностью, потеря его является весьма ощутительной. Это один из редких писателей, обладавших, кроме несомненного, яркого таланта, цельным мировоззрением и умением стройно, последовательно и упорно проводить излюбленные им идеалы.

Е. И. Утин выступил на журнальном поприще более двадцати пяти лет тому назад. Литературная деятельность его проявлялась едва ли не исключительно в "Вестнике Европы". С первых же своих статей, помещенных в этом журнале, он выступает с определенными общественными взглядами, которым он остался верен до конца жизни. Начав с ряда статей о заграничной жизни, Утин вскоре за тем обратился к русскому быту, к русской литературе. В статье "Современные мудрецы", помещенной в январском номере "Вестника Европы" 1869 г., Утин сосредоточил главное внимание на всюду выступающей в пьесах Островского борьбе двух сторон — угнетающей и угнетенной. Следя за движением нашей общественной жизни и мысли, публицист, рассматривая появившуюся в этом сезоне комедию "На всякого мудреца довольно простоты", нашел в ней удачный образ представителя нового течения — Глумова. То было время, когда, после светлого момента реформ, наступило затишье, когда, вслед за людьми высоких планов и задач, в обществе выступили ловкие дельцы и "мудрецы" нашего века.

Вскоре после появления этой статьи Утин выступил с другой — "Литературные споры", от которой уже не веяло пессимизмом его первого литературного детища. Среди мрака и тьмы, окутавших так неожиданно нашу жизнь, он нашел один уголок, доставлявший ему отрадные надежды на грядущее будущее. Этот уголок — наша литература. И он с глубокой симпатией приветствовал новых молодых писателей, на долю которых выпала завидная задача: следить и отмечать движение новой силы, выступившей после 19-го февраля 1861 г. на арене нашей жизни. Он радовался, указывая на то искреннее и глубокое усердие, с которым наши художники принялись изучать многомиллионный народ.

В следующей своей статье "Задача новейшей литературы" Утин еще подробнее разъясняет новые задачи, выпавшие на долю наших беллетристов. При этом он указал на разницу между этими писателями и их предшественниками, выступившими в сороковые годы. У тех была цель — защитить народ, отметить его лучшие стороны, чтобы тем самым завербовать как можно больше врагов крепостного положения. Теперь задача иная. Теперь защищать народ от господской тирании было не нужно. Идеализация народа, полезная для прежнего времени, была бы только вредна для новой эпохи. Необходимо соблюдать строгое беспристрастие, несмотря ни на какие личные симпатии, и выставлять крестьянскую среду такой, какова она на самом деле, со всеми ее достоинствами и со всеми недостатками. Скрывать пороки нет основания, потому что они не иное что, как продукт крепостного права, и с падением его начнут постепенно исчезать, если не помешают тому те или иные условия.

С 1870 г. наш публицист опять посвящает себя исследованию главным образом западной жизни, ее социальных и политических недугов, ее настоящих и прошедших ошибок, несчастий, поражений и побед. Он и тут сосредоточивает свое главное внимание на борьбе двух начал: свободы и угнетения. И о чем бы он ни говорил, вы всюду чувствуете, что автор принадлежит всем сердцем и душой русской стране, болеет ее скорбями и не забывает ни на миг о ней. Каждая его статья, — касается ли она политической и социальной жизни Германии, Франции, Англии, Болгарии, — невольно наводит нас на размышления о собственной родине, на интересные сравнения и параллели, невольно заставляет задуматься о будущих судьбах и настоящих задачах русской жизни. Статьи эти написаны горячо, увлекательно, красноречиво и образно. Своим метким, остроумным стилем он, по справедливому замечанию одного из рецензентов "Русских Ведомостей", дававшего отчет об одной его книге, напоминают блестящего художника языка, Шерра.

Большой очерк о Людвиге Берне написан автором с сознанием великого поучительного значения этого писателя для людей нашего времени и нашей страны. Берне уделил много места в своих сочинениях глубокому, верному и благородному разъяснению основных понятий об условиях нормальной социальной жизни народа, а это-то и есть, по мнению Утина, те самые начала, которые находятся у нас пока в младенческом состоянии. "Идеи и начала, проповедуемые Берне, — говорит автор, — давным-давно перешедшие в действительность на Западе, составляют у нас еще в большей части случаев мечту, для осуществления которой мы не имеем ни достаточно силы, ни достаточно нравственного развития". Лучшие страницы статьи Утина посвящены выяснению той проповеди свободы и справедливости, которую неутомимо вел немецкий публицист-сатирик. В статье Утина удачно освещается та благотворная мысль, что даже в самое смутное время, в разгар вопиющих гонений и преследований живого слова и живой мысли, человек энергичный и мужественный может смело и с успехом вести борьбу, — лишь бы не унывал, не падал духом, а бодро и уверенно шел вперед. Статья Утина, это — бодрящий призыв к неутомимой деятельности и честному служению своей родине.

Не менее поучительна и обширна статья, помещенная в 1872 г.: "Англия в книге Тэна". Характеризуя классическую страну свободных учреждений, автор затрагивает два важных вопроса. В то время, как во всех странах Запада замечается сильное брожение политической мысли, в то время как там верховная власть не имеет ни минуты покоя для отражения тайных и явных врагов, две счастливых страны — Америка и Англия, — живут спокойно, нисколько не опасаясь за целость и сохранность своего государственного строя. Автор объясняет это тем, что у той и другой страны имеется прочная конституция, покоящаяся на началах свободы слова и мысли, отведенных для представителя любой партии, любого толка. Предоставленный каждому гражданину простор для пропагандирования своих идей устраняет у него всякую мысль о каком бы то ни было насильственном способе борьбы.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое утин евгений исаакович
Значение слова утин евгений исаакович
Что означает утин евгений исаакович
Толкование слова утин евгений исаакович
Определение термина утин евгений исаакович
utin evgeniy isaakovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):