Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - уваров александр иосифович

Уваров александр иосифович

(р. 30.01.1928) — спец. в обл. методол. науки и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в дер.Забабуры Духовщинского р-на Смоленской обл. Окончил ист.-филол. ф-т Томского гос. ун-та (1950), асп. по кафедре филос. того же ун-та (1953). С 1953 работал на той же кафедре; с 1972 — зав. кафедрой филос. Калининского гос. ун-та; в 1982—1986 — ректор данного ун-та. С 1982 — зав. кафедрой филос. Моск. станкоинструментального ин-та (ныне МГТУ "СТАНКИН"). Докт. дисс. — "Логико-гносеологический анализ теории в исторической науке" (1973). В трудах У. анализируются сущность и специфика гуманит. (прежде всего ист.) познания, категориальная структура теории и метода в ист. науке, роль художеств. познания в ней, а также эвристические возможности ист. реконструкции и модели ист. источника, исследуется связь гуманит. познания с ес-тественно-науч. и техн. Обосновывая концепцию соци-отехнологич. направления в филос., У. различает традиц. гносеол. и эпистемологию, формирующуюся под воздействием компьютерной революции. В качестве осн. положений последних выделяются: конструктивность познания, его "дуализм" (широкое использование исследователем компьютера), многоаспектность, тройственность знания (истина, добро, красота) и принцип медиатизации познания, означающий кооперацию средств и форм познания на основе электронной связи и ЭВМ (колл. Разум "Человек—машина"). По мнению У, в условиях совр. науки, компьютерной революции и соц. опыта формируется новый филос. метод — нелинейная диалектика. Ее принципы: нелинейность, комплексность, вычислимость, конструктивность, системность, кооперативность, личностность (индивидуальность исследователя), иррациональность и культурол. принцип (связь со всеми сферами культуры).

Соч.: О гносеологической сущности софистики // ФН. 1958. № 4; Ленинский принцип объективности в познании и некоторые проблемы диалектической логики. Томск, 1963; Гносеологический анализ теории в исторической науке. Калинин, 1973; О влиянии гуманитарных наук на естественные и технические науки // Гуманитарная теория и НТР. Калинин, 1975; Философские и методологические проблемы исторического познания. М., 1982; Теория и принципы гуманитарного познания // Социальное познание и его особенности. Калинин, 1983; Техническое знание: социальный опыт и новаторство. [В соавт.] // Опыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984; Гуманитарный аспект технического знания. [В соавт.] // Единство и специфика методологии общественных, естественных и технических наук. Калинин, 1986; Техническое знание и его методология // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989; Философская методология, технология вообще и информационная технология в частности // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1990; Проблемы информационной эпистемологии и методологии. М., 1992.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое уваров александр иосифович
Значение слова уваров александр иосифович
Что означает уваров александр иосифович
Толкование слова уваров александр иосифович
Определение термина уваров александр иосифович
uvarov aleksandr iosifovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):