Большая биографическая энциклопедия - варшавский илья иосифович
Варшавский илья иосифович
(1908-1974).
Рус. сов. прозаик, один из самых ярких авторов отечественной НФ 1960-х гг. Род. в Киеве (ныне Украина), в нач. 1920-х гг. переехал в Петроград (ныне СПБ), где окончил Высшее мореходное уч-ще, получив профессию механика торгового флота; плавал на торговых судах, затем работал инженером-конструктором на заводе "Русский дизель" (во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован на Алтай). Дебютировал в лит-ре книгой о кругосветном плавании "Вокруг света без билета" (1929 в соавт. с Н.Слепневым и Д.Варшавским, под общим псевд. Николай Альдим); вернулся к лит. деятельности только в 1962 г. Чл. СП. Первая НФ публикация "Роби" (1962).
Тв-во В., одного из ведущих мастеров сов. сатирической и юмористической НФ, ограничено приблизительно сотней р-зов, как правило, лаконичных, парадоксальных и завершающихся ударной концовкой; большинство представлено в сб. "Молекулярное кафе" (1964), "Человек, который видел антимир" (1965), "Солнце заходит в Дономаге" (1966), "Лавка сновидений" (1970), "Тревожных симптомов нет" (1972). Мн. ранние р-зы В. "Поединок" (1963), "Вечные проблемы" (1964), "Контактов не будет" (1967) и др. разрабатывают традиционные сюжеты НФ, но в юмористическом ключе. В др. р-зах "Новое о Шерлоке Холмсе" (1963), "Ограбление произойдет в полночь" (1967), "Назидания для писателей-фантастов всех времен и народов, от начинающих до маститых включительно" (1973), как и в единственном крупном произв. писателя, вышедшей посмертно повести "Инспектор отдела полезных ископаемых" (1974) мягкий и добрый юмор уступает место пародии, порой достаточно едкой; особенно "достается" штампам как самой НФ, так и детективной лит-ре. В "Секретах жанра" (1963) В. умело использует прием перелицовки сказочных сюжетов на НФ лад, впоследствии изрядно скомпрометированный менее разборчивыми "продолжателями". Вместе с тем, в тв-ве писателя встречаются достаточно традиционные "серьезные", порой с трагической интонацией НФ р-зы: это цикл "В космосе" "Сиреневая планета", "Ловушка", "Возвращение", "Внук", "Неедяки" (все 1963); а также "В атолле" (1965), "Решайся, пилот!" (1965), "Сюжет для романа" (1972).
Сам писатель считал, что гл. объектом его сатиры в 1960-е гг. был безудержный "кибернетический романтизм", предполагавший скорую постройку совершенных роботов и неизмеримо превосходящих человеческий интеллект электронных "мозгов", к-рым будут переданы и самые сложные задачи (вроде ведения ядерной войны), и такие "пустяки", как сочинение музыки. Вызывающие в конце 20 в. улыбку кипевшие в нач. 1960-х гг. споры ("брать ли в космос ветку сирени?") нашли отражение в емкой и !!!умной миниатюре "Молекулярное кафе" (1963) и др. р-зах из одноим. сб.
Совсем в ином ключе написаны произв. В., частично вошедшие в сб. "Солнце заходит в Дономаге" "Судья" (1966), "Наследник" (1966) и др., а частично разбросанные по ант. и периодике "Тревожных симптомов нет" (1964), "Побег" (1969), "Тараканы" (1967). Эти мрачные по тону р-зы отразили (хотя и в завуалированной форме) глубинные соц. сдвиги, наметившиеся в сов. об-ве в связи с наступлением хрущевской "оттепели". Сосредоточив все мыслимое и немыслимое соц. зло, тиранящее и уничтожающее личность, в вымышленной стране Дономаге, автор в соответствии с требованиями времени пометил ее как "капиталистическую", хотя очевидно, что перечисленные им признаки антиутопии (первой в послевоен. сов. НФ) легко обобщаются и на родину писателя.
Герой одного из лучших р-зов В. "Петля гистерезиса" (1968) наш современник, историк религии, совершивший путешествие во времени, в Иудею 1 в. н. э. с целью убедиться, что никакого Христа не существовало; однако предки, обозленные болтовней странного незнакомца, в конце концов распяли его, восставновив т.о. "естеств." ход истории. Из др. произв. писателя выделяются: "Утка в сметане" (1968) злая сатира на обывателей, для к-рых важнее подгоревшее в духовке жаркое, нежели контакт с инопланетянами; "Лавка сновидений" (1967), "Душа напрокат" (1971), "Трава бессмертия" (1971). В последние годы были опубл. не изд. при жизни В. р-зы: "Сумма достижений" (1982), "Аннигилисты" (1989), "Душа напрокат" (1989), "Бедный стригайло" (1990), "Возвышение Елизара Пупко" и "Казнь Буонапарте" (1990).
В. Р.
Большая биографическая энциклопедия
2009