Большая биографическая энциклопедия - василенко сергей никифорович
Василенко сергей никифорович
— композитор, род. 1872 в Москве. Окончив университет по юридическому факультету (1896), изучал композицию (1896—1901; Танеев, Ипполитов-Иванов) в московской консерватории, которую окончил с золотой медалью (кантата "Китеж"). В 1902 кантата эта, переделанная в оперу ("Сказание о граде Китеже и пр."), шла на Частной московской оперной. сцене. В. написал еще музыку к "Навуходоносору" и "Дафнис" (исторические спектакли Об-ва искусств и литературы), "Эпическую поэму" для оркестра, романсы и хоры. 1903—04 В. был 2-м дирижером Частной оперы.
{Риман}
Василенко, Сергей Никифорович
род. 18 (30) марта 1872 в Москве, ум. 11 марта 1956 там же. Композитор, дирижер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1940) и УзССР (1939). Доктор искусствоведения (1943). В 1895 окончил юридический ф-т Моск. ун-та, в 1901 — Моск. конс., где учился у С. И. Танеева (контрапункт, фуга, муз. формы), М. М. Ипполитова-Иванова (инструментовка и свободное сочинение) и В. И. Сафонова (ф-п.). В 1906 ст. преподаватель, в 1907—1950 проф. конс. по кл. инструментовки (в 1932—1941 и 1943—1956 зав. кафедрой) и композиции. В 1903—1904 дирижер Товарищества частной оперы, в 1907—1917 дирижер и рук. общедоступных исторических концертов. С 1917 организатор концертов, дирижер, лектор. Гос. премия СССР (1947).
Соч.: оперы — опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (исп. 1903, Москва), Сын солнца (Москва, 1929), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. с М. Ашрафи, Ташкент, 1939), Великий канал (совм. с М. Ашрафи, Ташкент, 1941), Суворов (Москва, 1942); балеты — Нойя (балет-пантомима, 1923), Иосиф Прекрасный (Москва, 1925), В солнечных лучах (Одесса, 1926), Карусель (Москва, 1933), Лола (1926, 2 ред. Москва, 1943), Треуголка (по музыке М. де Фальи, И. Альбениса и испан. нар. песням, Ленинград, 1935), Цыганы (по А. Пушкину, Ленинград, 1937), Акбиляк (Ташкент, 1943), Мирандолина (по комедии К. Гольдони "Хозяйка гостиницы", Москва, 1949); муз. комедия — Поп и поручик (1935), опepетта — Девушка из кофейни (Свердловск, 1938); кантата — для солистов, хора и орк. — к 20-летию Октября (исп. 1937, Москва); для голоса и орк. — 2 поэмы (1903): Вихрь (сл. И. Бунина), Вдова (сл. Я. Полонского); для орк. — симфонии (1906, 1913, 1934 — Итальянская, для балалаечно-домрового орк. с дух. инстр., 1934 — Арктическая), симф. поэма Сад смерти (по О. Уайльду, 1908), симф. картина Полет ведьмы (1909), сюиты — Индусская (из балета-пантомимы Нойя, 1927), Туркменские картины (1931), 2 Китайские (1928, 1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946); рапсодии — Красноармейская (1932), Славянская (1945), 6 славянских плясок (1944); для мал. орк. — симф. сюита Сафо (инсценированная декламация в двух картинах, 1909), Фантастический вальс (1911), Симф. сюита на тему лютневой музыки XVI — XVII вв. (1914), Зодиак (на темы франц. композиторов 18 в., 1914); концерты с орк. — для скр. (1913, 1952), влч. (1944). арфы (1949), трубы (Концерт-поэма, 1945), кларнета (1953), валторны (1953), балалайки (1931); для орк. рус. нар. инстр. — сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953); для голоса и инстр. ансамбля — Экзотическая сюита (1916); 2 струн. квартета (1899, 1927); ф-п. трио (1932); для дерев, инстр. и мал. барабана — Квартет на туркм. нар. темы (1930), Японская сюита (с ксилофоном, 1930), для альта и ф-п. — соната (1923); для балалайки и баяна — сюиты (1945); камерно-инстр. произв.; романсы (свыше 200), в т. ч. циклы Заклинания, 1909; Марийские песни, сл. К. Бальмонта, 1913; 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Василенко; 8 негритянских и индийских мелодий (1934), обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.
Лит. соч.: Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1. М., 1952, т. 2 (под ред. и с доп. Ю. А. Фортунатова). М., 1959; Страницы воспоминаний. М. — Л., 1948.
Василенко, Сергей Никифорович
(род. 30.III.1872 в Москве, ум. 11.III.1956 там же) — сов. композитор, педагог, дирижер. Музыкой начал заниматься в детстве (уроки фп. в 8—10 лет), возобновил занятия в гимназические годы (педагоги Р. Нох, А. Гречанинов) и продолжил в период пребывания в университете (фп. — Д. Шор, теория музыки — И. Протопопов, Г. Конюс). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории (1896—1901) у С. Танеева, М. Ипполитова-Иванова (композиция), В. Сафонова (дирижирование). С 1901 начал дирижировать (в 1903—04 в Московской частной опере, бывш. С. Мамонтова). В 1906 приступил к педагогической деятельности в Московской консерватории, профессором которой (кл. композиции, инструментовки) состоял до 1956. В 1943 утвержден в ученой степени доктора искусствоведения. С 1907 по 1917 рук. и дирижер основанных им общедоступных "Исторических концертов", для которых обработал ряд рукописей старинной музыки, разысканных им в архивах Вены, Болоньи, Парижа. С первых дней Октябрьской революции деятельно участвовал в строительстве сов. муз. культуры как композитор, педагог (кроме консерватории, также в университете), лектор, дирижер, организатор муз. самодеятельности. С 1948 чл. правления СК СССР. Заслуги В. отмечены присвоением ему почетных званий нар. арт. УзССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940) и награждением орденами Ленина (1953), Трудового Красного Знамени (1943, 1946). В 1947 удостоен Гос. премии СССР. Творчество В., весьма разнообразное по жанрам и формам, развивалось в основном в русле реалистических традиций и творческих принципов рус. муз. классики, однако испытало влияние франц. импрессионизма и отразило полосу увлечения экзотикой. После Октября он уделял большое внимание музыке народов СССР. Серьезной заслугой в этом плане явилось участие в создании первых национальных муз.-сценич. произв. — узбекских оперы ("Буран") и балета ("Акбиляк"). Существенную роль в развитии сов. музыки сыграла педагогическая деятельность В., воспитавшего св. 200 учеников, в их числе Ал. Александров, Ан. Александров, М. Ашрафи, А. Козловский, В. Мухтаров, В. Нечаев, Л. Половинкин, Д. Рогаль-Левицкий, П. Чесноков и др.