Большая биографическая энциклопедия - василенко владимир александрович
Василенко владимир александрович
(03.01.1931—12.03.1996) — спец. по этике; канд. филос. наук, доц. Род. в с. Шевелево Харьковской обл. Окончил юрид. ф-т Киевского гос. ун-та (1954), асп. по кафедре филос. того же ун-та (1959). С 1959 работал в ИФ АН УССР (мл. н.с, ст. н.с); с 1973 — ст. н. с. Межфакультетской проблемной науч.-иссл. лаборатории МГУ. С 1986 — доц. кафедры филос. ИПК (ИППК) при МГУ. Канд. дисс. — "Ценность и оценка" (1964). Осн. обл. иссл.: общая теория ценности, филос. и социол. проблемы морали, филос. права. В. — один из инициаторов выдвижения и разработки проблемы ценности в сов. филос. В его трудах ценность рассматривается как универсальная филос. категория, выражающая момент положительной или отрицательной значимости "нечто" для бытия (развития, совершенствования) и, соответственно, небытия (разрушения, гибели) какого-либо качественно определ. сущего (адресата ценности). Категория ценности тем самым приобретает универсальный онтол. смысл и становится, по мнению В., пригодной для осмысления взаимодействий не только в соц., соц.-природной и дух. сферах, но и взаимодействий любых качественно-опре-дел. систем. Уникальная особенность живых систем всех уровней организации, в отличие от системных образований неживого мира, характеризуется, по В., не самой по себе категорией ценности, а оценкой. В разработке этич. проблематики В. уделял преимущественное внимание анализу об-ной, деятельностно-практич. стороны нравств. взаимоотношений, стремясь выделить осн. типы ценностной структуры чело-веч, взаимодействия и коррелятивные принципы (максимы) выбора личностью своих поступков и поведения. В соответствии с такой установкой нравственность рассматривается не только и не столько со стороны субъективно-дух. ее образований, а прежде всего под углом зрения ее соц.-организационных функций как неинституциональный способ самоорганизации об-ва. Избрав такой ракурс изучения морали, В. переходит к анализу др., прежде всего гос.-правовых, способов институциональной организации об-ва,— тем самым аксиол.-моральный концепт перерастает в филос. права. Этот круг идей развертывается в подготовленной В. докт. дисс. — "Мораль как способ самоорганизации общества".
Соч.: Ценность и оценка. Киев, 1964 (на укр. яз.); Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. Л., 1965; Оценочная функция социального познания // Фшософська думка. 1974. № 3; Нравственность // Общественное сознание и общественное бытие. М., 1978; Роль социальной оценки в управлении социальными процессами // Социальное познание и социальное управление. Киев, 1978; Мораль и общественная практика. М., 1983.
Большая биографическая энциклопедия
2009