Большая биографическая энциклопедия - веселовский алексей николаевич
Веселовский алексей николаевич
— брат Ал. Ник. Веселовского (см.), историк литературы. Род. в 1843 г. Обстоятельства сложились так, что он должен был первоначально избрать военную карьеру. Но вскоре ему удалось выйти в отставку и поступить на филол. факультет Моск. университета. По окончании курса А. Н. прожил несколько лет за границей, между прочим, в славянских землях, где занимался не только историей литературы, но и историей музыки. Первые статьи его посвящены "Музыке у славян" ("Русск. Вест.", 1866). По возвращении в Россию ему пришлось учительствовать и заниматься срочной работой в разных газетах, что не помешало, однако, появиться в свет в 1870 г. известной книге его "Старинный театр в Европе". На ту же тему написана позднейшая книга А. Н. "Deutsche Einflüsse auf das alte russische Theater" (Прага, 1876). В 1871—72 г. В. был деятельным сотрудником "Беседы" С. А. Юрьева, с 1873 г. — "СПб. вед." редакции В. Ф. Корша и "Недели", где он в течение 5 лет вел иностранный отдел. В V т. "Русской библиотеки" (сочинения Грибоедова), изд. М. М. Стасюлевичем (СПб.), появился прекрасный этюд В. о Грибоедове, за которым последовал ряд не менее прекрасных этюдов в "Вест. Европы" о Свифте (1877), Мольере (1878), "Альцесте и Чацком" (1881), "Западном влиянии в русской литературе" (1881 и 1882 г., отдельно; М., 1882), Дидро (1884), Бомарше (1887), "Мертвых душах" (1891). С конца 70-х гг. А. Н. изучает специально Мольера, о котором написал несколько статей в журналах "Le Molieriste" и "Molière-Museum", а на русском две части "Этюдов о Мольере" (М., 1879 и 1881). Первая из них доставила ему в 1879 г. диплом почетного доктора Московского университета, открывший А. Н. с 1881 г. путь к профессорской деятельности в Московском университете и Лазаревском институте. С 1876—88 г. он читал на Высших женских курсах в Москве. С 1891 г. состоит членом Московского театрального комитета.
Кроме вышеназванного, А. Н. принадлежит ряд статей в "Критич. обозрении" 1879— 80 гг., "Порядке" 1881—82 гг., "Артисте" 1889—92 гг., "Киевской старине" и особенно в "Русск. вед." последних лет. В "Ист. всеобщ. литер." Корша и Кирпичникова им написаны отделы: англ. литературы XVII и XVIII ст. и франц. литер. XVIII в. В сотрудничестве с женой он перевел книги: Жене о Шекспире (М., 1877), три тома "Греч. истории" Курциуса (М., 1880), 3-й т. "Римской истории" Моммзена, "Данте" Вегеле (М., 1881).
Блестящий стилист и человек с живым пониманием прекрасного, Алексей Н. принадлежит к числу тех немногих у нас историков литературы, которые умеют соединить специальность знания с широтой взгляда. Видный "мольерист", он не утонул в мелочах и как в этюдах о великом французском писателе, так и в прочих своих ярких и законченных характеристиках дает исчерпывающую картину условий психологических и исторических, на фоне которых создалось то или другое литературное явление. В своих частых экскурсах в область русской художественной литературы Алексей Н., чуждый ложного патриотизма, является определенным представителем теории заимствования, которую с таким успехом применил его брат Александр Н. к изучению литературы народной.
С. Венгеров.
{Брокгауз}
Веселовский, Алексей Николаевич
[1843—1918] — брат академика Веселовского, литературовед, профессор Московского университета и бывш. Высших женских курсов. С 1901—1904 — председатель О-ва любителей российской словесности при Московском университете; с 1906 — почетный академик. Специалист по зап.-евролейской литературе. Широкой популярностью пользовались работы В. о Мольере и байронизме.
По своим методологическим воззрениям В. — сторонник историко-культурной школы. "Я считаю себя последователем и учеником Пыпина. В моих работах я обязан ему многими возбуждениями, советами, внушениями". Как и Пыпин, В. в литературе прежде всего ценил прогрессивность идей. В этом плане написано его "Западное влияние в русской литературе" (выдержавшее пять изданий). Патетика книги — в борьбе с "пароксизмом племенной исключительности", в желании "ввести развитие русской мысли и творчества в круг европейского умственного движения" (из предисловия). Отсюда — небрежение В. к собственно литературной стороне поэтических фактов, к их формам и стилю. Отсюда и тот публицистический дидактизм, который у В. всегда заменял социологический анализ явления.
Библиография: I. Старинный театр в Европе, М., 1870; Этюды о Мольере. Тартюф, М., 1879; Этюды о Мольере. Мизантроп, М., 1881; Западное влияние в русской литературе, 1-е изд., М., 1883; 5-е изд., М., 1916; Этюды и характеристики, 1-е изд., М., 1894; 4-е, М., 1912 (2 тт.); Байрон, Биограф, очерк, М., 1902 и М., 1914; Герцен-писатель, М., 1909; Статьи в "Беседе", 1871—1872; "Неделе", 1873—1880; "С.-Петербургских ведомостях", 1873—1874; "Вестнике Европы" с 1877; "Русских ведомостях" с 1883 и др.
II. Сакулин П. Н., Веселовский А. Н., "Научные известия", II, М., 1922 (некролог с приложением воспомин. В. о Пыпине и писем Пыпина к В.); А. П., в "Бирюче", 1918, VII (некролог); Пиксанов Н. К., Грибоедов и Мольер, Гиз, М., 1922.
III. Автобиографические сведения и более подробную библиографию см. в Словаре членов О-ва любит. российской словесности при Московском университете, М., 1911.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия
2009