Большая биографическая энциклопедия - винавер максим моисеевич
Винавер максим моисеевич
— юрист. Род. в 1862 г. в еврейской семье; по окончании курса юридического факультета Варшавского университета занялся адвокатурой в СПб.; состоял в течение 18 лет помощником присяжного поверенного, ввиду ограничительного о евреях закона 1889 г., и только в 1904 г. зачислен присяжным поверенным. В 1888 г. издана его работа "Исследование памятника польского обычного права XIII в., написанного на немецком языке" (появилась также на польск. яз.), посвященная найденному в 1860-х гг. и мало обследованному сборнику древнейших норм польского обычного права. С 1895 г. поместил ряд статей в "Журн. Мин. Юстиции", "Праве", "Вестнике Права", "Вестн. Евр.", по истории русского гражданского права ("К вопросу об источниках Х т."), по французскому праву и общим вопросам права (о дарении, о кодификации и др.) и об адвокатуре (изданы и отд.: "Очерки об адвокатуре", 1902). С 1904 г. состоит одним из редакторов "Вестника Права". Под ред. В. историч. комиссией при общ. для распр. просв. между евреями в России изданы "Регесты и надписи. Материалы по истории евреев" (I т., 1898).
{Брокгауз}
Винавер, Максим Моисеевич
— юрист, общественный деятель, писатель, член первой Государственной думы, род. в 1863 г. Образование получил в Варшавском унив., где написал "Исследование памятника польского обычного права XVIII века". Переехав в Петербург, В. записался в адвокатское сословие (работал, между прочим, и у Спасовича); в звании помощника присяжного поверенного В., как еврей, оставался до 1904 г., однако уже задолго до этого выдвинулся как знаток гражданского права. Единственным центром, около которого группировались в 80-х гг. живые общественные силы еврейства в России, было "Общество распространения просвещения среди евреев"; одним из самых деятельных членов его и был В. Здесь в начале 90-х гг. В. стал во главе так назыв. "Историко-этнографической комиссии", занявшейся собиранием исторического материала о евреях в России. Спустя 8 лет ею выпущен первый том весьма важного в научном отношении издания "Регест и надписей". В период освободительного движения В. выступил в погромных процессах — Кишиневском (в сенате) и Гомельском (см. Гомельский погром). На совещании еврейских общественных деятелей, состоявшемся в Вильне 25—27 марта 1905 г. под председательством В., было постановлено учредить внепартийный "Союз для достижения полноправия еврейского народа в России", в котором В. принял самое близкое участие, председательствуя, между прочим, на его съездах. Высказываясь против образования особой думской национальной группы и требуя присутствия еврейских депутатов во всех партиях, В. признавал, однако, необходимым постоянное общение между еврейскими депутатами в форме совещательной коллегии, но без обязательной дисциплины; такая коллегия и действовала в течение первой Думы при ближайшем участии В., этим доказавшего, что русское освободительное движение не заслоняет от него еврейского вопроса. Как ни важно было в его глазах единство разрозненных сил еврейства, он не мог согласиться с некоторыми положениями, выставленными различными группами, образовавшимися в Союзе полноправия (см.), вследствие чего вместе со своими единомышленниками он вышел из Союза и образовал вскоре "Еврейскую народную группу" (февраль 1907 г.). Из других чисто еврейских организаций, созданных по инициативе В., следует отметить учреждение преобразованного из прежней историко-этногр. комиссии "Еврейского историко-этнографического общества", где Винавер состоит председателем и принимает участие в органе общества — "Еврейская старина". Ранее этого В. вместе с др. лицами руководил в течение 4—5 лет (до 1906 г.) журналом "Восход".