Большая биографическая энциклопедия - винниченко владимир кириллович
Винниченко владимир кириллович
[1880—] — выдающийся украинский писатель и известный политический деятель. Родом из селян-бедняков. При помощи брата — рабочего — учился в гимназии. Батрачеству я, скитался по селам. В 1900 поступил в Киевский университет, но за "беспорядки" — исключен. Вступил в революционную украинскую партию (РУП). В 1903 дезертировал с военной службы за границу (Западная Украина). При перевозке нелегальщины был арестован; через 1½ года [1904] — амнистирован и опять эмигрировал. Участвовал на съезде РУП и вместе с большинством расколовшегося съезда организовал Укр. соц.-дем. рабочую партию (больше национально-радикальная, чем рабочая). В 1905 участвует в революции, попадает в тюрьму, снова эмигрирует; в 1907 на Стокгольмском съезде УСДРП избирается в ЦК и работает главным образом за границей. Война 1914—1918 застигла В. в бывшей России; В. — пораженец, но по мотивам главным образом национальным.
В апреле 1917 В. приезжает из Москвы на Украину, редактирует "Робітничу газету" и становится одним из вождей украинского национального движения (председателем Генерального секретариата Центральной рады от УСДРП). На этом посту проявлял оппортунизм по отношению к Временному правительству, соглашательство с украинской буржуазией и помещиками, боролся с большевизмом и с советским правительством. После гетманского переворота был председателем "Национального союза" и, позлее, Директории, ставшей во главе восстания против Скоропадского. Менял ориентацию — то на Советы, то на Антанту. Не сработавшись с петлюровщиной, уехал за границу, ревизовал пройденный путь. В результате — в 1920 появляется "покаянный" 3-томный мемуарно-публицистический обзор национального движения 1917—1919 — "Відродження нації"; В. становится на советскую платформу, издает "Нову добу", объявляет себя "украинским коммунистом", приезжает в УССР, вступает в КП(б)У, назначается заместителем предсовнаркома УССР и... возвращается за границу, поднимает бешеную кампанию против КП(б)У, правительства УССР, потом постепенно пассивизируется.
В последние годы В. снова "меняет вехи", выступает за Советы, против планов националистической эмиграции (брошюра "Поворот на Украшу") и пишет ряд произведений, в которых отразилась его новая установка (напр. "Сонячна машина").
Творчество В. распадается на два периода: первый охватывает большую часть его сочинений "малой формы" (очерки, рассказы), написанных [с 1902] до наступления реакции после революции 1905; ко второму периоду относятся появившиеся после революции 1905 рассказы, пьесы и романы.
Питаясь в эпоху нарастания революции настроениями бедняцко-батрацких масс (селянские движения 1902) и революционными устремлениями известной части украинской интеллигенции, наблюдая дифференциацию и "живую" классовую борьбу на селе, знакомясь с основами марксизма, Винниченко уже с первых шагов своего творчества начал рассказывать новое и по-новому ("Біля машини", "Контрасти", "Голота", "На пристані", "Раб краси", "Хто ворог?", "Голод", "Салдатики", "Кузь та Грицунь", "Босяк", "Терень" и т. д.). Все эти произведения почти совершенно лишены народнического подхода и окраски; без идеализации, художественно показаны в борьбе батраки, крестьяне и их враги; автор горячо, почти публицистически проявляет свое отношение к этой борьбе, насыщая рассказы революционностью, художественно воплощая классовую, вместо национальной, солидарность и т. д. Самое оформление этих произведений ("малая форма" — сжатость, краткость, популярность письма) рассчитано на массовое потребление, на революционную функциональность. Недаром некоторые из рассказов выпускались как агитброшюры. Но выявляя революционную потенцию и бесперспективность батраков, крестьян-бедняков, В. зовет к ним не городской пролетариат, который был руссифицирован и оторван от села, а "революционную" интеллигенцию.
Вместе с этим в других своих сочинениях Винниченко, обращаясь к тому же читателю интеллигенту, остро, ярко и метко высмеивает мещанские увлечения, житейские "идеалы" ("Заручини"), трусливое украинофильство и оголтелый национализм ("убирайтесь, кацапы, из наших украинских тюрем!" — в рассказе "Уміркований та щирий"), национальное "народничанье" и "культурничанье" ("Антрепреньор Гаркун Задунайский", позже — комедии: "Молода кров", "Співочі товариства"), вскрывает смысл либеральничанья "рідних" помещиков и буржуазии ("Малорос-европеець" и др.), псевдореволюционность некоторых элементов интеллигенции и т. д. К несомненно революционным произведениям Винниченко нужно отнести также его яркие очерки и рассказы из солдатской жизни ("Боротьба", "Мнімий господін", "Темна сила" и т. д.), а также из жизни детей ("Кумедія з Костем", "Хведько-халамидник" и др.). Далее В. пишет серию рассказов о революционной интеллигенции и об интеллигенции вообще ("Промінь сонця", "Талісман", "Студент", "Зіна", а также — "Чудний епізод", "Історія Якимового будинку", "Дрібниця", "Тайна" и т. д.). В рассказах В. проявил высокое мастерство — умение живо, свободно, увлекательно рассказывать и ярко, художественно показывать.
Свой второй этап Винниченко начинает драмами: "Дисгармонія", "Великий Молох", "Щаблі життя"; за ними следуют: "Memento", "Базар", "Брехня", "Чорна пантера і білий ведмідь" и др. Несмотря на то, что в некоторых из них революционная действительность находит известное отражение (напр. "Дисгармония"), они все же объективно-упадочны, нереволюционны. Так же нереволюционны, упадочны и его романы ("Рівновага", "Чесність з собою", "Посвій", "Божки", "Хочу" и друг.). В. здесь уже обращается исключительно к охваченной реакцией украинской интеллигенции. Это объясняется, в первую голову, поражением революции и национального движения. Писатель-политик к тому же не видел выхода для бедняцких, полупролетарских категорий села, ведущей организованной силы для них, ибо "революционная" интеллигенция в общем не проявила в этом отношении особенно доблестных качеств. И В., не обращаясь к пролетариату (пролетариат был руссифицирован, оторван от села), начинает борьбу с отрицательными качествами интеллигентской категории "рода человеческого", хочет перевоспитать ее и без боли излечить, чтобы она оказалась внутренне способной и достойной вести "меньшого брата". Поэтому В. силится художественно разрешать больные для интеллигента проблемы морали, норм поведения, проповедуя "социалистическую" реформу их. Этим объясняется и переход к жанру драмы, а потом и романа. Тем самым Винниченко объективно становится в своем творчестве поверенным по проблемам и делам растерянной мелкобуржуазной интеллигенции.
Он прежде всего беспощадно вскрывает гнойники и критикует. В этой критике он жесток и откровенен, но и поверхностен, отчасти публицистичен. Здесь Винниченко в большинстве случаев становится на точку зрения индивидуального улучшения, на индивидуалистическо-этические позиции, реакционные по своему классовому существу и особенно в условиях реакции после поражения революции 1905. Протестуя против грязи, Винниченко выводит "позитивных" реформаторов, которые, отрицая, напр., конкретный лицемерный формализм общественной дисциплины, не находя в нем революционного смысла, проповедуют не классово-диалектическое его неприятие, а абсолютное, антитетично-формальное, — свободу личности в отношений к коллективу, "честность с собой" и т. д. Винниченко развивает и свой стиль, начав с освеженного новыми формальными элементами и мотивами реализма первых рассказов; далее он все более и более переходит к импрессионистическому письму, которое в определившемся и отчеканенном виде наблюдается в произведениях и малой ("Промінь сонця", "Зіна" и др.) и большой формы (образец — "Записки кирпатого Мефістофеля"). Психологический реализм как переходный этап преобладает в первых романах и большинстве драм, отличающихся сценичностью, остротой и занимательностью интриги, построенной на контрастах.