Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - виттинг евгений (эйжен) эдуардович

Виттинг евгений (эйжен) эдуардович

(Виттингс) [8(20).7.1884 (по уточ. данным), Петербург — 10 (в нек-рых источ. 20 и 28).8.1959, Минск] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и педагог. Засл. деятель искусств ЛатвССР (1946) и БССР (1955). В 1895—1900 учился в Коммерческом уч-ще. Пению начал обучаться по совету своего брата, арт. оперетты Инсарова. Поступил в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), но вскоре ушел из конс. Продолжал брать уроки пения у В. Любимова, затем у Л. Клементьева. В 1904—06 совершенствовался в Милане, где занимался под рук. Дж. Дельфьюме. В 1906 дебютировал в г. Пьяченца в партии Эдгара, затем выступал в Милане. В том же году вернулся в Россию и был принят в труппу петерб. Нар. дома. В 1909—18 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Собинина). В 1913 гастролировал в Казани. С 1918 жил в Риге, где был одним из организаторов оперного т-ра, на сцене к-рого пел до 1940. С нач. 1920-х гг. постоянно гастролировал во многих странах: Англии, Франции (1924—26, 1934), Монако, Испании (1924—26, 1932, 1934, Мадрид, Барселона), Италии (1924—26, 1932, Милан. т-р "Ла Скала"), Берлине (1928), Югославии (1931, Белград. Загреб, Любляна), Румынии (1932, Бухарест), США (1933, 1933/36, Нью-Йорк, Филадельфия), Китае (1929, Харбин, Шанхай), Японии (1929), Чехословакии (1934), Финляндии, Литве, Эстонии. Выступал в Одессе (1926), Свердловске (1927—28), Тбилиси (1927). Последнее выступление состоялось в 1946 на сцене Рижского оперного т-ра в партии Элеазара. Обладал сильным, ровным во всех регистрах (с густой серединой) голосом редкой красоты и широкого диапазона (свободно преодолевал трудности верхнего регистра), отличался яркой сцен. внешностью. Его исп. были свойственны точность фразировки, экспрессия, легкость и изящество. Однако критика отмечала недостаточное внимание к сцен. стороне образа. Репертуар включал св. 35 партий.

1-й исп. партий: Трубадура ("Чудо роз"); в Мариинском т-ре — Эрекле ("Измена"), Пинкертона ("Чио-Чио-сан"; получил благодарственное письмо от Дж. Пуччини), Эрика ("Летучий голландец"), Рыцаря ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Лучшие партии: Индийский гость, Герман ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Радамес. Др, партии: Собинин, Финн, Баян, Владимир Игоревич, Самозванец, Руальд, Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Нерон ("Нерон"), Беппо ("Корделия"), Орест ("Орестея"), Петро ("Пан Сотник"), Ленский, Андрей Морозов, Садко, Княжич Всеволодович, Лыков, Владимир Дубровский, Люциано; Фауст ("Фауст"), Рауль ("Гугеноты"), Альфред ("Травиата"), Канио, Калаф, Каварадосси, Самсон, Турриду, Лорис, Зигмунд, Тангейзер. Партнеры: Г. Боссе, Е. Бронская, В. Касторский, Л. Липковская, А. Смирнов, М. Черкасская, Ф. Шаляпин и др. Пел п/у И. Альтани, А. Бернарди, Ф. Блуменфельда, М. Ипполитова-Иванова, Г. Казаченко, А. Коутса, Э. Направника, А. Пазовского, И. Палицына, И. Прибика, Н. Римского-Корсакова, В. Сука, А. Тосканини.

С 1920, наряду с выступлениями на оперной сцене, преподавал в Рижской конс. (до 1926 и в 1940—50, с 1947 проф.), в 1936—40 — в Литов. нац. конс. в Каунасе, в 1950—59 — в Минской конс. Воспитал целую плеяду сов. певцов, среди к-рых И. Бушкин, Н. Ворвулев, В. Глушаков, П. Гравелис, М. Зюванов, К. Гутаускас, Р. Осипенко, А. Саморядов.

Записывался на грампластинки (ок. 80 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1910—13; "Пате" и РАОГ, 1912), нек-рые архив. записи — в ЦГАЛИ БССР (ф. 54, оп. 2, № 1—8).

Скульптурный бюст певца — в ЛГТМ.

Соч.: Сустрэчы і уражанні (отрывки из книги воспоминаний Е. Э. Виттингса) // Чырвоная змена (Минск). 1955. 26 и 29 марта; Выдающийся дирижер и композитор (К 40-летию со дня смерти Э. Ф. Направника) // Сов. Белоруссия (Минск). 1956. 23 ноября; О Ф. И. Шаляпине // Маладосць (Минск). 1957. № 8; Беньямино Джильи // Чырвоная змена (Минск). 1957. 22 дек. Встречи с Ф. И. Шаляпиным (записаны в 1954 Л. А. Ванковичем) // Неман. 1982. № 5. С. 164— 167; Сцена и жизнь (Отрывки из книги воспоминаний) / Лит. обраб. Л. А. Ванкович (машинопись). — в ЦГАЛИ БССР, ф. 54, оп. 2, № 14; Краткое воспоминание о русских артистах-певцах, выступавших за рубежом России в конце XIX и нач. XX в. (машинопись). — Там же, ф. 54, оп. 2, № 10; Автобиография (рук.). — Там же, ф. 54, оп. 1, № 56.

Лит.: Нисневич И. Выдатны творчы шлях. (Да 75годзя з нарадження Я. Віцінга) // Літаратура і мастацтва (Минск). 1959. 5 авг.; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 408—409; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 364; Веpиня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973. С. 146—147.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое виттинг евгений (эйжен) эдуардович
Значение слова виттинг евгений (эйжен) эдуардович
Что означает виттинг евгений (эйжен) эдуардович
Толкование слова виттинг евгений (эйжен) эдуардович
Определение термина виттинг евгений (эйжен) эдуардович
vitting evgeniy (eyzhen) eduardovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):