Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - волошинов валентин николаевич

Волошинов валентин николаевич

[18(30)06.1895—13.06.1936] — философ, поэт, музыкант; иссл. филос. проблемы языка и психоанализа. Ученик и близкий друг М.М.Бахтина. Род. в Петербурге, в семье адвоката. В 1913 окончил гимназию и поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та. На 3-м курсе (1917) был вынужден оставить учебу из-за материальных трудностей и нек-рое время работать учителем; затем — предс. Исполкома сотрудников Петрогр. окружного нар. суда и зав. канцелярией уголовного отдела. В начале 1919 В. переехал в г. Невель, где занимался пед. и административной деятельностью. Здесь и состоялось его знакомство с М.М.Бахтиным, положившее начало многолетнему и творч. их сотрудничеству. В 1921 В. переселился в Витебск, где возглавил музыкальный отдел Витгубполит-просвета, стал зам. зав. подотделом искусств губернского отдела нар. образования, а также преподавал в Школе сценич. искусства и читал в разных аудиториях лекции по истории рус. и античной литературы, музыки, общей истории и культуры. Вместе с М.М.Бахтиным, также перебравшемся в Витебск, они снимали комнату, что было обусловлено не только общими интересами, но и необходимостью ухода за Бахтиным в связи с обострением у него хронического остеомиелита. В 1922 В. возвращается в Пг. с намерением продолжить университетское образование. Несмотря на то, что В. стремился поступить на лит.-художеств. отделение ф-та обществ. наук, он был зачислен на этнолого-лингвист. специализацию этого ф-та, что во многом и послужило смене творч. устремлений и идейной ориентации В., его будущему интересу к марксизму, языкознанию и психол. В 1924 В. окончил ун-т. В том же году в Ленинград приехал М.М.Бахтин. По окончании ун-та В. работал на науч. должностях и был асп. Ин-та сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока (1927). В этот период росс. интеллигенция увлекалась фрейдизмом. В. откликнулся на это основательной статьей "По ту сторону социального", посвященной филос. интерпретации фрейдизма (1925) и предваряющей выход его кн. "Фрейдизм. Критический очерк" (1927). В эти же годы науч. интересы ученого сосредоточиваются и на теор. вопросах лингвистики и поэтики. В 1926—1930 этой теме посвящен ряд его работ. В. вел преп. работу в вузах Ленинграда, в частности в Пед. ин-те им. А.И.Герцена в должности доц. и в ИПК работников искусств в должности проф. Однако обострение туберкулеза, к-рым В. страдал с 1914, прервало его активную творч. деятельность. После его смерти (1936) в Ленинграде остался неоконченный перевод на рус. язык первого тома кн. нем. философа Э.Кассирера "Философия классических форм". В. был убежден в том, что в литературоведении пришла пора для применения социол. метода, разрабатываемого в марксизме. Ему присущи монизм и историчность, чего нет у "имманентных" методов, к-рые, как он считал, запутываются в субъективизме. И он сам применяет этот метод в решении вопросов о стиле худож. произведений, о соотношении формы и содержания в искусстве и др. Нередко при этом он становится пленником социоло-гизаторского подхода, заявляя, к примеру, что теория искусства м.б. только социол. искусства, что филос. языка есть филос. идеол. знака, и т.п. В кн. "Марксизм и философия языка" В. дал общий анализ магистралей филос. и лингвист. мысли Нового времени, применил социол. метод к проблемам синтаксиса (развернул историю форм высказывания в конструкциях языка), очертил пути маркс. филос. языка; он взял при этом проблемы "язык, речь и высказывание", "речевое взаимодействие", "тема и значение в языке". Один из его выводов: "Творчество языка не совпадает с худож. творч. или с каким-либо иным специально-идеол. творч. Но в то же время творч. языка не м.б. понято в отрыве от наполняющих его идеол. смыслов и ценностей" (Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995. С.316). В своих осн. филос. работах (ст. "По ту сторону социального. О фрейдизме" и кн. "Фрейдизм. Критический очерк") В. дал квалифицированное и обстоятельное изложение осн. фрейдовских идей психоанализа и их маркс. критику. Его кн. (в первой и второй части) можно считать лучшим и адекватным содержанию психоанализа изложением основ фрейдизма; этот текст м.б. оценен как пример науч. имманентной критики и в филос. Однако третья часть (собственно критическая) излишне идеологизирована. Вот одно из его утверждений: "Психоанализ плоть от плоти, кровь от крови разлагающейся бурж. идеологии" ("Фрейдизм...". М.-Л., 1927, с. 163—164). В статье "По ту сторону социального..." В., как он указывает сам, стремился "вскрыть... общеидеологические устремления бурж. современности" в основах концепции Фрейда — метод Фрейда и его "бессознательного". В. считает, что "Фрейд психологизировал организм и все органические процессы. О социологическом у Фрейда приходится сказать то же самое. И оно сплошь определяется индивидуально-психическим моментом. От объективной соц.-экон. необходимости не осталось и следа" (Философия и социология гуманитарных наук // По ту сторону социального. О фрейдизме. СПб., 1995, с. 49). Говоря о филос. наследии В., нельзя не коснуться долгое время бытовавшей версии (с 1970-х гг.) о принадлежности отдельных его работ М.М.Бахтину. Публиковалось много "за" и "против" этой версии; дискуссия о "спорных текстах" продолжается; однако есть все основания считать, что участие М.М.Бахтина в изд. нек-рых работ В. выражалось в творч. содружестве, в общности идей и концепций по принципиальным вопросам, но не распространялось на форму реализации этих идей, т. е. на само написание текстов. В начальный период содружества В. и М.М.Бахтина последний, обладая большим запасом знаний в обл. филос. и языкознания, несомненно, питал своего ученика соответствующими идеями, но в ленингр. период В. все же имел достаточно самостоятельную науч. позицию. В истории дух. культуры России В. останется как ученый с широким диапазоном интересов и высокой творч. активностью.

Соч.: По ту сторону социального // Звезда. 1925. № 5; Слово в жизни и слово в поэзии // Там же. 1926. № 6; Фрейдизм. Критический очерк. М.-Л., 1927; Новейшие течения лингвистической мысли на Западе // Литература и марксизм. 1928. № 5; Марксизм и философия языка. Л., 1929; О границах поэтики и лингвистики // В борьбе за марксизм в литературной науке. 1930; Что такое язык // Литературная учеба. 1930. № 2; Конструкция высказывания // Там же. № 3;

Слово и его социальная функция // Там же. № 5.

Д.В.Иванов

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое волошинов валентин николаевич
Значение слова волошинов валентин николаевич
Что означает волошинов валентин николаевич
Толкование слова волошинов валентин николаевич
Определение термина волошинов валентин николаевич
voloshinov valentin nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):