Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - волынский аким львович

Волынский аким львович

(Флексер) — видный критик; род. в 1863 году, окончил юридический факультет Петербургского университета. В первый период своей литературной деятельности В. работал исключительно в русско-еврейских органах; он дебютировал письмом в редакцию "Рассвет" о петербургском сиротском доме, за подписью Homo (1880, № 28), позже появилась там же его корреспонденция из Житомира о задачах переселения (1882, 7), затем им был помещен ряд статей "Еврейский театр", "Праздник в черте" ("Русский еврей", 1884; также отдельно) и др.; в 1884 г. он вместе с В. Л. Берманом (см.) издал сборник "Палестина", в котором поместил отзыв о брошюре Пинскера "Автоэмансипация", перевод которой напечатал ранее в "Рассвете". В конце 1885 г. Флексер начал постоянно работать в "Восходе" под псевдонимом А. Волынский, под которым он известен и по настоящее время; В. написал: "Теологико-политическое учение Спинозы" (1885, 10—12), о стихотворениях С. Фруга (1886, 11), "Библия в русской поэзии" (1887, 7—9) и целый ряд других статей. В 1888 г. им начата большая критическая статья о Л. Леванде — "Бытописатель русского еврейства" (1888—1889), в которой, отмечая некоторые художественные недостатки Леванды, В. ставит его высоко за его наблюдательность и талантливую защиту еврейской эмансипации в России. По поводу нападок антисемитских органов на поэта Минского В. напечатал "Два слова о жидовстве в рус. литературе" ("Нед. хр. Восх.", 1887, 47) и "Менцели наших дней" ("Восход", 1888, 1—2). — В 1889 г. В. перешел в основавшийся тогда журн. "Сев. вестник" и с тех пор не возвращается к еврейским темам. С 1892 г. член редакции, В. затем стал во главе "Сев. вестника", в котором сначала печатал ряд статей на философские темы, а затем вел критический отдел "Литературных заметок". В своих статьях (позже частью вошедших в отдельные книги: "Русские критики", 1896; "Борьба за идеализм", 1900; "Царство Карамазовых", 1901; "Книга великого гнева", 1904), написанных с большим знанием литературных источников, но проникнутых резким полемическим характером, В. разошелся с господствующими литературными мнениями; он обрушился на родоначальников передовой русской критики — Белинского, Добролюбова, Писарева и др., укоряя их в недостаточной философской подготовке; позже выступил и против Н. К. Михайловского. В. первый призывал к философскому идеализму и религиозности, к новым формам эстетической оценки, предвосхитив идеи, позже ставшие боевыми лозунгами целой части новейшего литературного поколения. Его полемические статьи, а также лекции о современной литературе, прочитанные им в 1902 г. в Москве (затем в Риге) и обнаружившие у него ораторский талант, восстановили против него передовые литературные органы и вызвали шум вокруг его имени; реакционные органы — "Новое время", "Моск. ведомости", и др. — занялись травлей В., как еврея. Европейское имя В. создал его "Леонардо да Винчи" (впервые в 1900 г., также изд. 1909 г.), сделавший его популярным в Италии, где в музее Леонардо да Винчи в Милане увековечено имя В. — Ср. Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, s. v. Флексер.

И. Ч.

{Евр. энц.}



Волынский, Аким Львович

[1863—1926] (литературный псевдоним, настоящая фамилия — Флексер) — литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием "декадентства", позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. — Сейчас же по окончании университета [1889] В. принимает участие в журнале "Северный вестник", культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью "Критические и догматические элементы философии Канта" ("Сев. вестник", 1889, кн. VI, IX — XII), которую рассматривает как "попытку пропаганды критического идеализма". Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар "перевернутому вверх ногами Гегелю", то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи "буржуазной свободы" или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в "просветительное" искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от "вопросов суетной политики" и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое волынский аким львович
Значение слова волынский аким львович
Что означает волынский аким львович
Толкование слова волынский аким львович
Определение термина волынский аким львович
volynskiy akim lvovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):