Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - войтоловский лев наумович

Войтоловский лев наумович

[1876—] — современный критик. Род. в Полтавской губернии. Образование получил на медицинском факультете Киевского университета. Работал в клинике нервных и душевных болезней в Киеве. Первая критическая статья В. — о Чехове — была напечатана в 1904, в марксистском журнале "Правда". Эпоха между революциями 1905 и 1917 выдвинула В. как одного из представителей марксистского крыла литературной критики. Статьи его печатались главным образом в газете "Киевская мысль". Сотрудничал он также в соц.-дем. журнале "Друг народа" и в "Современном мире", где печатались его "Очерки психологии коллективизма".

Лучше всего позицию В. в ту эпоху как критика определяет его участие в сборниках "Литературный распад" (см.) (2 книги, 1908—1909). В этих критических сборниках писатели-марксисты выступили с обличением реакционно-упадочнических настроений в литературе. Статьи В., как и других марксистов, открывали читателю социально-политические корни индивидуалистических настроений русского модернизма. В статье "Сумерки искусства" [1909] В. писал: "Русское искусство переживает глубокий кризис, обусловленный кризисом социальным и политическим". В эпоху послеоктябрьскую он продолжает работать как критик и, помимо статей в журналах ("Печать и революция", "Красная новь", "Новый мир", "Звезда"), выпускает "Очерки истории русской литературы", охватывающие XIX и XX вв., от Пушкина до Горького включительно (III т., посвященный современной литературе, еще не вышел).

Критический метод В. — чисто публицистический: он раскрывает связь писателя с эпохой и его классом, останавливаясь почти исключительно на идейно-тематической стороне творчества. Анализ формы произведения с выяснением ее социального генезиса не интересует критика. Он связывает писателя с той или иной центральной идеей, выдвинутой революционным движением данной эпохи, и во всех его произведениях готов видеть порой замаскированное ее выражение. В статьях о Пушкине это привело к целому ряду парадоксальных, необоснованных положений. По В., многообразные сюжеты великого поэта, гениально изображавшего различные эпохи и страны, — литературный гардероб, из которого он извлекал всевозможные исторические костюмы для облачения в них своей единственной темы: декабристов. "Египетские ночи" — это аллегорическое изображение декабристов, ложе Клеопатры — Сенатская площадь, "Скупой рыцарь" — отзвук осуждения Пестелем в "Русской правде" ростовщического капитала. Стремление таким путем приблизить Пушкина к современности — своей цели не достигает, ибо суживает многообразие его творчества и социально-философскую обусловленность произведений поэта заменяет "поисками литературной фальшивки для декабристов". В этом особом подходе к сюжетной стороне творчества писателя — слабая сторона критического метода Войтоловского, проявленная ярче всего в статьях о Пушкине.

Сильная сторона В. — публицистическая острота, живое чувство эпохи, которым проникнуты многие его статьи. Это дало ему возможность по-новому осветить творчество Писемского, отбросив подход к нему "либеральной" критики; помогло показать в Короленко идущих по разным дорогам публициста и художника, и т. п. Когда проявляются эти сильные стороны критического дарования Войтоловского, он без насилия над замыслом писателя умеет приблизить его к нашему времени.

Как критик он обладает даром художественного изложения, благодаря которому иногда создает яркие, запоминающиеся портреты писателей. Это художественное дарование, проявленное в критических работах, ярко обнаруживается в его книге: "По следам войны". Скромно названная автором "Походными записками 1914—1917 годов", она вызвала ряд восторженных авторитетных отзывов и породила колоссальный спрос на нее со стороны широких читательских масс. Являясь по форме записками мобилизованного врача, это произведение талантливо изображает процесс сдвига в сознании массы, которая постепенно начинает понимать, что сражается за чуждые ей интересы. Путь от империалистической войны к революции, как он отпечатлевался в сознании масс, нашел отражение в книге В., которая дает ценный материал историку и художнику. Она является значительным вкладом в современную художественную литературу, представляя интересный образец мемуарных очерков, дающих незабываемую картину чудовищной войны на основе анализа психологии масс.

Библиография: I. Текущий момент и текущая литература (К психологии современных общественных настроений), изд. "Зерно", СПб., 1908; Итоги русского модернизма, сб. "Лит-ый распад", кн. I, "Звено", 1908, стр. 179—202; Сумерки искусства, там же, кн. II, изд. "Эос", 1909, стр. 39—66; История русской литературы XIX и XX вв., 2 чч., М. — Л., 1926 и 1928; По следам войньі, Походные записки 1914—1917, изд. 2-е, М. — Л., 1928.

II. Рецензии о книге "По следам войны": "Новый мир", 1926, № 2; "Печать и революция", 1926, кн. 9; "Правда", 28/11927; Горбачев Г., Об "Истории русской литературы", "Звезда", 1926, № 3.

III. Перечень статей Войтоловского: Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, М. — Л., 1928.

В. И. Бойчевский.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое войтоловский лев наумович
Значение слова войтоловский лев наумович
Что означает войтоловский лев наумович
Толкование слова войтоловский лев наумович
Определение термина войтоловский лев наумович
voytolovskiy lev naumovich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):