Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - яковлев леонид георгиевич

Яковлев леонид георгиевич

— известный русский певец-баритон. Род. в 1858 г. в Петербурге; учился в гимназии и Николаевском кавалерийском училище, служил в Уланском Ее Величества полку. По выходе в запас, Я., обладая выдающимся голосом, посвятил себя исключительно музыкальному искусству, учился пению у провинциального певца Ряднова и ездил в Италию, где занимался у выдающихся профессоров пения. Дебютировал в 1886 г. в тифлисском оперном театре; в 1887 г. перешел на петербургскую оперную сцену, на которой находится и поныне. Репертуар у Я. громадный; в особенности выдаются в нем роли Демона, Орсо в "Корделии" Соловьева, Евгения Онегина и др.

{Брокгауз}



Яковлев, Леонид Георгиевич

[31. 3(12. 4). 1858, Херсон. губ. — 2. 6. 1919, Петроград] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец, режиссер и педагог. Окончив петерб. гимназию, поступил в Николаев. кавалерийское уч-ще, по окончании к-рого служил адъютантом у киев. генерал-губернатора А. Дрентельна. В этот период часто пел в салонах в качестве любителя, аккомпанируя себе на гитаре и ф-п. Вскоре из-за банкротства отца был вынужден выйти в отставку. В 1885—86, живя в Киеве, брал уроки пения у Е. Ряднова. В апр. 1886 с успехом дебютировал в Тифлис. опере (антр. И. Питоева) в партии Барнабы, подготовив ее за неск. дней. В 1887 совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Обладая хорошей муз. памятью, в первом же сезоне исп. 15 партий. По рекомендации П. Чайковского (композитор услышал его в Тифлисе) дебютировал в партии Валентина ("Фауст") в апр. 1887 в петерб. Мариннском т-ре, на сцене к-рого пел до 1906. Летом 1903 пел в моск. т-ре "Аквариум". Позднее организовал в провинции различные оперные труппы, в к-рых выступал в качестве певца и режиссера. Обладал редким по силе, ровным во всех регистрах голосом мягкого "бархатного" тембра, пластичностью, актер. темпераментом, имел яркую сцен. внешность. Из-за отсутствия вокальной школы голос певца с течением времени и задолго до ухода с оперной сцены начал тускнеть. Разнообразный репертуар включал 53 партии.

1-й исп. партий: Вооза ("Руфь"), Якуба ("Сарацин"), Князя ("Горюша"), Елецкого ("Пиковая дама"), Роберта ("Иоланта"), Фабио ("Поэт"), Князя Серебряного ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Троекурова ("Дубровский"), Орсо ("Корделия"; 2-я ред.). Эгнатия ("Сервилия"), Джанчотто ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Тифлисе — Лионеля ("Орлеанская дева"), в Мариинском т-ре — Бертрана ("Принцесса Греза"), Грязного ("Царская невеста"), Марселя ("Богема"), Альберта ("Вертер"), Верховного жреца Дагона ("Самсон и Далила"), Сильвио ("Паяцы"); в Одессе — Джанчотто ("Франческа да Римини" Э. Направника); на рус. сцене — Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Епископа Блуа ("Эсклармонда"). Лучшие партии: Онегин (один из лучших исп.). Демон ("Демон" А. Рубинштейна). Орсо. Невер, Риголетто, Тельрамунд, Вольфрам. По словам одного из критиков, певец исп. роль Онегина "благородно, музыкально, по стилю и по внешности как нельзя более подходившему к образу, задуманному Пушкиным" (Биржевые ведомости. 1892. 20 окт.).

Др. партии: Анкудин ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Князь Игорь, Олоферн, Петр ("Вражья сила"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Вязьминский, Купец Калашников (первая драм. партия певца; А. Рубинштейн был доволен его исп.). Мизгирь ("Снегурочка"); Дон Жуан ("Дон Жуан"), Валентин ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Жермон, Яго, Риголетто, Эскамилио, Нелюско, Тонно, Сильвио. Партнеры: И. Ершов, М. Каменская, Е. Мравина, И. Прянишников. Е. Ряднов, Л. Собинов, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин. Пел п/у ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Р. Дриго, Г. Казаченко, Э. Направника, И. Прибика.

Неоднократно выступал в концертах (особенно часто в благотворительных — в пользу студентов). Камерный репертуар включал романсы Ц. Кюи, П. Чайковского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, атакже сольные партии в "Легенде о Елизавете" Ф. Листа и Дон Жуана из музыки Э. Направника к драм. поэме "Дон Жуан" А. Толстого (1-й исп., 7 марта 1893, п/у автора). Певцу посвятили свои романсы С Рахманинов ("Дума", ор. 8 № 3, 1893), Э. Длусский (Серенада: "Тусклый свет звезды далекой", 1895), А. Глазунов ("Шли мы у подножья холмов"). В 1908 концертировал в Риге.

Талант певца высоко ценили Чайковский, А. Рубинштейн, Направник, Н. Соловьев.

С 1911 вел пед. деят-сть в Петербурге на муз. курсах Г. Заславского. В 1918—19 режиссер Гос. оперы в Петрограде (бывш. Мариинский т-р. ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). На сцене Михайловского т-ра (ныне МАЛЕГОТ) возобновил постановку оперы "Ромео и Джульетта").

Лит.: Г-чь Г. Л. Г. Яковлев//Театр. мирок. 1892. № 52. С. 1—2; Гласовы О. и А. Леонид Георгиевич Яковлев как певец, актер, режиссер и поэт. — СПб., 1906; Оссовский А. Л. Яковлев Слово. 1906. 5 дек.; Как я стал певцом. (По рассказу Л. Г. Яковлева) // Бирюч Петрогр. гос. театров. 1918. № 5. С. 39—42; Л. Г. Яковлев. (Некролог) // Жизнь искусства. 1919. № 156; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л., М., 1940. С. 142—165; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.: М., 1941. С. 116; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л. ], 1949. С. 25, 26, 135; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 240, 241 ; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 128—130; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. —Л., 1971. С. 182, 183; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С 249—251, 316—317.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое яковлев леонид георгиевич
Значение слова яковлев леонид георгиевич
Что означает яковлев леонид георгиевич
Толкование слова яковлев леонид георгиевич
Определение термина яковлев леонид георгиевич
yakovlev leonid georgievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):