Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - юркевич памфил данилович

Юркевич памфил данилович

— ординарный профессор Московского университета; был сыном сельского священника Полтавской губернии, родился около 1827 г. Пройдя семинарский курс в Полтаве, он поступил в 1847 г. в Киевскую духовную академию. Здесь, по окончании курса в 1851 г. с причислением к первому разряду воспитанников, по особому распоряжению местного начальства он введен был в назначенную ему академической конференцией должность наставника по классу философских наук, а следующем году возведен был на степень магистра и переименован в бакалавры академии. В 1853 г. "за отлично усердные и весьма полезные труды" объявлено было ему благоволение св. Синода. В следующем году он определен был помощником инспектора академии, но, вероятно, эта должность не пришлась ему по душе, потому что через два года он, согласно прошению, был от нее уволен. В 1857 г., сверх философии, ему поручено было преподавание немецкого языка, а через год он возведен был в звание экстраординарного профессора. В 1861 г. "определением св. Синода за примерно усердную службу, обширные сведения и отличное преподавание возведен был в звание ординарного профессора". Труды его, отчасти напечатанные в ученом журнале академии, обратили на себя внимание не одного духовного начальства: в том же 1861 г. он был приглашен на вновь открывшуюся при Московском университете кафедру философских наук и в октябре этого года был с Высочайшего соизволения перемещен ординарным профессором. Здесь читал он логику, психологию, историю философии и педагогику. Трудно было Ю. после долгого отсутствия кафедры философии в Московском университете расположить слушателей к своему предмету, особенно в ту пору, когда задорная известная часть петербургской критики и тоже младенчески задорнейшая журнальная quasi-критика имела столько обаятельной силы для отвлечения молодежи от действительного строгого и разумного учения; еще более трудным казалось завоевать себе сочувствие у молодежи, воспитавшейся на легких журналах, такими лекциями, в которых воззрения профессора в существе были противоположны почти всем тогдашним умственным и нравственным веяниям. Ю. вполне понимал возмутительное умственное рабство большинства русских юношеских умов, понимал преходящие причины этого рабства и глубоко верил в пробуждение и освобождение молодой духовной силы. Возражатели энергично осаждали Ю. своими вопросами вне аудитории, а иногда в самом университете во время промежутков между лекциями, и он серьезно выслушивал их и, в свою очередь, с разумной сдержанностью оспаривал их, порой курьезные, доводы. Между тем лекции его, излагавшиеся свободным изящным языком и устно, т. е. не чтением по тетрадке, делали свое хорошее дело. Вскоре по его инициативе студенты усердно занялись даже сторонней работой по его предмету, результатом которой был перевод с немецкого на русский язык курса "Истории философии" Швеглера. Этот перевод студенческий, тщательно редактированный Ю., был напечатан. Ю. не довольствовался, однако, деятельностью в стенах университетской аудитории: он читал также лекции педагогики на учительских курсах в Московской военной семинарии, и здесь возбуждал большой интерес к своим лекциям. Нужно сказать, что педагогика составляла одно из любимейших занятий Ю.; обширный курс ее, читанный в университете, издан П. Даниловичем в 1865 г. "Педагогика" Ю. по ясности и солидности мысли, живости и оригинальности некоторых воззрений, наконец, по достоинству изложения представляет ценный вклад в небогатую сокровищницу серьезной русской литературы. Большой интерес вызывали в многочисленных слушателях публичные лекции Ю. против научной состоятельности материализма, в которых он на основании научных данных и строгой логики выставил сокрушительные удары quasi-философии в ее научных претензиях. В последние годы жизни Ю. в своих лекциях энергически боролся против крайностей пресловутого позитивизма в лице Милля и Конта. В 1873 г. Ю. лишился жены, которая умерла в Крыму после долгой болезни. Это несчастье и соединенные с ним тревоги совершенно расстроили здоровье Ю. Он серьезно заболел и уже более не поправлялся. 4 октября 1874 г. он скончался в Москве от рака желудка и похоронен в Даниловом монастыре.

Ю. принадлежат следующие труды:

1) "Идея" ("Журнал М. Н. Пр.", 1859 г., кн. 10, стр. 1—35; кн. 11, стр. 87—125).

2) "Материализм и задачи философии" (там же, 1860 г., т. 108, стр. 1—53).

3) "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860 г., № 1, стр. 63—113).

4) "По поводу статей богословского содержания, помещенных в Философском лексиконе" (там же, 1861 г., № 1, стр. 73—95; № 2, стр. 195—228).

5) "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861 г., № 3, стр. 327—357; № 4, стр. 467—496; № 5, стр. 30—64).

6) "Мир с ближними как условие христианского общежития" (там же, 1861 г., № 3, стр. 316—326).

7) "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860 г., № 4, стр. 367—511).

8) "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862 г., № 4, стр. 912—934; № 5, стр. 373—392; № 6, стр. 733—766; № 8, стр. 661—704.

9) "Педагогическая литература" ("Современная Летопись", 1864 г., № 9, стр. 6—9; № 10, стр. 4—7; № 11, стр. 3—7).

10) "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" ("Моск. Унив. Известия", 1865—1866 гг., № 5, стр. 321—392).

11) "Игра подспудных сил, по поводу диспута проф. Струве" ("Русский Вестник", 1870 г., № 4, стр. 701—755).

12) "Чтения о воспитании", М.,1865 г.

13) "Общие основания методики" ("Педагогический Сборник", 1865 г., кн. 13, стр. 1060—1096).

14) "Курс общей педагогики с приложениями", М., 1869 г.

15) "План и силы для первоначальной школы" ("Ж. М. Н. Пр.", 1870 г., № 3, стр. 1—29; № 4, стр. 95—123).

16) "Идеи и факты из истории педагогики" (там же, 1870 г., № 9, стр. 1—42; № 10, стр. 127—188).

17) "Будущность звуковой методы" (там же, 1872 г., № 3, стр. 1—32).

Кроме того, перу Ю. принадлежат: а) заметка ("Домашняя Беседа", 1860 г., вып. 14, стр. 201—210) на статью В. Шульгина: "Несколько слов по случаю открытия Фундуклеевского женского училища в Киеве" ("Киевский Телеграф", 1860 г., № 4); б) статья: "О ходе выпускных экзаменов в Московской 2-й гимназии" ("Моск. Унив. Известия", 1865—1866 гг , № 5, стр. 450—456), вызвавшая отповедь на нее директора гимназии, Королева. На эту отповедь последовало письмо Ю. к О. М. Бодянскому ("Моск. Унив. Известия", 1866 г., стр. 554—559); в) обстоятельный разбор русского перевода книги г-жи Неккер-де-Соссюр: "Постепенное воспитание, или Изучение целой жизни" ("Русский Вестник", 1866 г., № 10, стр. 688—708); г) разбор "Учебника уголовного права", составленного В. Спасовичем ("Современная Летопись", 1864 г., №№ 9, 10, 11) и д) ряд статей, помещенных в "Современной Летописи" о Польше в отношении к западной и южной России.

"Журнал Министерства Народного Просвещения", 1874 г., декабрь, стр. 294—318. — "Московские Ведомости", 1863 г., № 56; 1874 г., № 278. — Киевские Епархиальные Ведомости", 1874 г., № 21. — "Гражданин", 1874 г., №№ 21, 278, 292. — Отчет и речь Имп. Московского университета, 12 января 1875 г., стр. 48—50. — "Православное Обозрение", 1862 г., № 1, стр. 46—48. — "Домашняя Беседа", 1862 г., вып. 5, стр. 129; вып. 6, стр. 135; 1863 г., вып. 30, стр. 79—85. — "Сын Отечества", 1862 г., № 18. — "Современник", 1863 г., № 4, стр. 357—361. — "Современное Слово", № 60. — "Христианское Чтение", 1874 г., кн. XI, стр. 429—432.

M. Курдюмов.

{Половцов}



Юркевич, Памфил Данилович

— философ и педагог, сын священника; родился в 1827 г.; воспитание и образование получил в полтавской семинарии и киевской духовной академии; в 1851 г. был назначен наставником по классу философских наук; в 1852 г. возведен в степень магистра; в 1857 г., сверх философии, ему было поручено преподавание немецкого языка; в 1861 г. возведен в звание ординарного профессора и в том же году приглашен на философскую кафедру в московский университет. В Москве преподавал еще педагогику в учительской семинарии военного ведомства. В 1869—73 гг. был деканом историко-филологического факультета. 4 октября 1874 г. скончался.

Философские труды Ю. немногочисленны; помещались по преимуществу в "Трудах Киевской Духовной Академии", в "Ж. М. Н. Пр." и других ученых изданиях. Наиболее замечательны: "Идея" ("Ж. М. Н. Пр.", 1859); "Материализм и задачи философии" (там же, 1860); "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1860); "Доказательства бытия Божия" (там же, 1861); "Из науки о человеческом духе" (там же, 1860); "Язык физиологов и психологов" ("Русский Вестник", 1862); "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (речь, произнесенная на акте московского университета в 1866 г.) — наиболее совершенное философское произведение Ю. Противоположение Канта и Платона, двух родственных по направлению мыслителей, выполнено Ю. блистательно. Не менее замечательны труды Ю. по педагогике. Им изданы: "Чтения о воспитании" (1865) и "Курс общей педагогики с приложениями" (М., 1869). Это — наиболее замечательная книга по педагогике на русском языке того времени. На Ю. имел влияние Куртман, но Ю. проявил большую вдумчивость и самостоятельность. Книга его распадается на 2 части: общее учение о воспитании и общая теория обучения. Ю. имел, как философ, мало влияния; он подвергся весьма страстным и резким нападкам со стороны Чернышевского, за разбор "Антропологического принципа в философии", напечатанный в "Трудах Киевской Духовной Академии" ("Из науки о человеческом духе"). Многие находили и находят, что в полемике Ю. с Чернышевским правда была на стороне первого. Заслуги Ю. выставил Влад. Соловьев, слушатель Ю. по московскому университету. Соловьев дважды писал о Ю.: некролог Ю. (в "Ж. М. Н. Пр.", с подробным изложением некоторых статей Ю.) и характеристику Ю. (см. "Полное собрание Сочинений" Соловьева, т. VIII). Соловьев очень тепло отзывается о Ю., который высоко ценил идеалистическую философию, но не немецкий идеализм Канта и Гегеля; у последнего Ю. находил неизлечимую форму мании величия. Последними настоящими философами Ю. считал Якова Бема, Лейбница и Сведенборга. Точкой зрения Ю. был "широкий, от всяких произвольных или предвзятых ограничений свободный эмпиризм, включающий в себя и все истинно рациональное, и все истинно сверхрациональное, так как и то, и другое прежде всего существует эмпирически в универсальном опыте человечества с не меньшими правами на признание, чем все видимое и осязаемое". Ю. очень любил предостерегать своих слушателей от смешения абсолютного знания со знанием об абсолюте. Первое невозможно; ко второму ведут три пути — сердечное религиозное чувство, добросовестное философское размышление и мистическое созерцание. Склонностью Ю. к мистицизму, столь милому и Соловьеву, объясняется и отношение первого к спиритизму. Ю., как человек осторожный, не писал о спиритизме, но очень им интересовался и многого ждал от него; об этом свидетельствует А. Аксаков в статье под заглавием "Медиумизм и философия. Воспоминание о профессоре московского университета Ю." ("Русский Вестник", 1875). О Ю., как педагоге, была помещена статья в журнале "Гимназия" за 1888 г., оставшаяся неоконченной. Список трудов Ю., почти полный, можно найти в "Материалах для истории философии в России", изданных Я. Н. Колубовским в "Вопросах философии" (книга 4, пр. 1).

Э. Радлов.

{Брокгауз}



Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое юркевич памфил данилович
Значение слова юркевич памфил данилович
Что означает юркевич памфил данилович
Толкование слова юркевич памфил данилович
Определение термина юркевич памфил данилович
yurkevich pamfil danilovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):