Большая биографическая энциклопедия - збруева евгения ивановна
Збруева евгения ивановна
— певица; род. в 1868 г. Музыкальное образование получила в Московской консерватории. С 1894 г. состоит в труппе Московской императорской оперы, на партиях первого контральто.
{Брокгауз}
Збруева, Евгения Ивановна
(Збруева — по первому мужу матери; урожд. Булахова; по мужу Штембер) [26.12.1868 (7.1.1869) (в нек-рых источ. 24.12.1867), Москва — 20.10.1936, там же] — арт. оперы (контральто), камерная певица, педагог и муз.-общ. деятель. Засл. арт. Республики (1922). Дочь композитора Петра Петровича Булахова. В детские годы обнаружила выдающийся слух, музыкальность и хороший голос, к-рые оценил Н. Рубинштейн. В 1877—86 училась в моск. Мариинском ин-те, где пела в хоре (позднее стала его регентом), здесь же обучалась игре на ф-п. у Н. Кашкина и вокалу у Н. Неведомской, часто выступала в концертах (солировала как пианистка и певица). Окончив ин-т, нек-рое время давала частные уроки. По рекомендации А. Аренского (у к-рого также обучалась игре на ф-п.) в 1889 была принята (на стипендию П. Третьякова) на 3-й курс Моск. конс. (кл. пения Е. Лавровской), к-рую окончила в 1893 с малой серебряной медалью. На выпускном экзамене выступила на сцене моск. Большого т-ра в присутствии П. Чайковского в партиях Фидальмы и Орфея. 27 апр. 1893 под фам. Булахова дебютировала в партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки) на сцене Большого т-ра. Зачислена в т-р с янв. 1894, где выступала до янв. 1905, затем была переведена на место ушедшей М. Долиной в петерб. Мариинский т-р, где пела до 1918. С большим успехом гастролировала в Германии: в 1908 в Берлине (Новый королевский оперный т-р) в составе антр. А. Церетели; в 1910 в Мюнхен, оперном т-ре (по приглашению дирижера Ф. Мотля), где выступала в партии Эрды ("Зигфрид" и "Золото Рейна" на нем. яз.; первый случай участия рус. певицы в вагнеровских празднествах). В 1912 получила звание "Засл. артистка имп. театров". Обладала редким по красоте и мощи голосом густого "бархатного" тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драм. темпераментом. С. Кругликов сравнивал ее голос с виолончелью. За 25 лет сцен. деят-сти спела 45 партий в 42 операх.
1-я исп. партий: Алконоста ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Василисы Егоровны ("Капитанская дочка"), Матери Валерия ("Песнь торжествующей любви" А. Симона), Адити ("Метель"); в Мариинском т-ре — Марфы ("Хованщина"), Солохи ("Черевички"); в Большом т-ре — Марфы ("Хованщина"), Анкудина ("Федул с детьми"), Гензель ("Гензель и Гретель"); на рус. сцене — Эрды ("Золото Рейна"), Анны Болейн ("Генрих VIII"). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Марфа ("Хованщина"), Хозяйка корчмы, Кончаковна, Авра, Рогнеда ("Рогнеда"), Клитемнестра ("Орестея"), Солоха ("Ночь перед Рождеством"), Лель; Орфей, Гензель, Анна Болейн (эту партию, заменяя заболевшую А. Крутикову, подготовила за один день), Кармен (готовила под рук. Э. Павловской, затем в Париже — проф. Текки; в 1908 пела в Москве п/у А. Никиша). "Партия Кармен, как нельзя лучше, укладывается в голосе г-жи Збруевой. Звук повсюду льется без малейшего напряжения полными свободными волнами... Новая партия позволила голосу Е. И. Збруевой проявить свойства, казалось бы, мало доступные его массивности: гибкость и подвижность. Мелкие рисунки, изобилующие в мелодиях Кармен, получили у г-жи Збруевой и воздушность и отчетливость. Искренний привет артистке за талант, вкус и внимание, которые она щедро вложила в вокальную передачу Кармен" (А. Оссовский)*.
Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Басманов ("Опричник"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Ольга ("Евгений Онегин"), Ангел, Нежата, Свояченица, Мариула, Егоровна, Спиридоновка, Мамелфа, Рафаэль ("Рафаэль"), Изяслав, Лия, Эпихариса; Зибель, Паж Урбан, Нэнси, Марта и Панталис ("Мефистофель"). Партнеры: М. Дейша-Сионицкая, Л. Донской, В. Касторский, А. Нежданова, В. Петров, Н. Салина, Л. Собинов, С. Трезвинский, Н. Фигнер, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пела п/у И. Альтани, Ф. Блуменфельда, А. Коутса, Э. Направника, Д. Похитонова.
З. была выдающейся камерной певицей. С 1896 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки. Неоднократно пела в концертах в ансамбле с А. Аренским, С. Рахманиновым (с особенным мастерством исп. романс "Весенние воды"), А. Зилоти (с ним ежегодно гастролировала по городам России), С. Кусевицким, О. Фридом. Принимала также участие в симф. концертах, в к-рых исп. сольные партии в Мессе h-moll И. С. Баха, Мессе C-dur и 9-й симфонии Л. Бетховена, Реквиеме В. А. Моцарта и Реквиеме Дж. Верди, "Манфреде" Р. Шумана (Петербург, 1909, п/у Мотля). 1-я исп. сольной партии в кантате "По прочтении псалма" С. Танеева в Москве (1 апр. 1915, п/у С. Кусевицкого). В 1907—08 принимала участие в Рус. концертах в Париже, где выступала вместе с Д. Смирновым, Ф. Литвин и Ф. Шаляпиным (п/у Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова). Франц. критики, приравнивая успех 3. к шаляпинскому, отмечали большую выразительность ее пения, замечательный тембр голоса и драматичность исполнения. Во время этих гастролей в Париже в 1907 пела перед П. Виардо. В 1912 исп. в симф. концертах п/у В. Менгельберга во Франкфурте-на-Майне произв. рус. композиторов. Камерный репертуар включал также произв. Ф. Шуберта, Р. Шумана, X. Вольфа, К. Сен-Санса, И. Брамса, М. Мусоргского (почти все его романсы), А. Даргомыжского, А. Бородина, Ц. Кюи, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Аренского, А. Лядова, Н. Метнера. 1-я исп. в России вокальных произв. Г. Малера и Р. Штрауса. Пела также в дуэтах с Л. Николаевой, Н. Салиной, Л. Собиновым. Славилась исп. рус. песен (наибольшим успехом пользовалась песня "С ярмарки ехал ухарь-купец"). В годы революции принимала участие в ряде концертов для красноармейцев.