Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - зефиров михаил михайлович

Зефиров михаил михайлович

протоиерей, профессор Казанской духовной академии; родился 6 января 1826 г., скончался 4 марта 1889 г. Он был сын благочестивого, но бедного и многосемейного пономаря села Полтевых Шацкого уезда, Тамбовской губернии; сначала учился в приходском и уездном духовных училищах г. Шацка, затем с 1840 г. продолжал свое образование в Тамбовской духовной семинарии и закончил его в 1846—50 гг. в Казанской духовной академии. При крайней бедности он во все время обучения отличался благонравным поведением, религиозною настроенностью и преданностью науке. В академии он вел почти затворническую жизнь, изучил немецкий язык и перечитал массу немецких книг из академической библиотеки. Любимыми его науками были словесность и монголоведение, много переводил он с немецкого богословских статей, перевел целый курс христианской морали Гиршера, для кандидатского сочинения взял тему по миссионерским предметам — "Духовное пестунство, или Частное попечение священника о своих пасомых" и тогда уже наметил свое будущее служение церкви; от монашества он отказался, но на пастырское служение в священном сане смотрел высоко и сряду принял бы его, если бы представился к тому случай. По окончании курса он был назначен в Саратовскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и патристики, но через год перешел уже в академию на кафедру патрологии. Здесь он примкнул к существовавшему тогда в академии бакалаврскому литературному кружку, полюбил и новую тогда еще науку — патрологию, которую читал 5 лет, и составил по ней обстоятельные лекции. В "Православном Собеседнике" были напечатаны первые его литературные труды по патристике: "Послания св. Игнатия Богоносца, с предисловием к переводу их" (1855 г., кн. I) и "Жизнеописание преподобного Максима Исповедника" (против ложных мнений раскольников 1857 г., кн. II—IV); после в этом же журнале печатался перевод "Деяний вселенских соборов" с участием в этом труде и З. В 1854 г. он определен был в академию на должность эконома, просил определить его и священником к академической церкви, но в этом ему было отказано; однако решение его принять священный сан было бесповоротно, и что 30 мая того же года он был посвящен в священники к приходской в гор. Казани Богоявленской церкви. Принятие им священного сана было поводом поручить ему в академии чтение лекций по гомилетике и пастырскому богословию, с условием приготовить к изданию в свет полную систему пастырского богословия; в 1859 г. он закончил этот научный труд и отправил его в Петроград к митрополиту Григорию, но там за скорою смертью митрополита он пропал. Между тем в академии смена ректоров отразилась и на чтении лекций профессорами. З. был освобожден от чтения лекций по патристике и пастырскому богословию и получил лекции по буддизму — предмету не обязательному для студентов; затем ему снова поручены были лекции по пастырскому и нравственному богословию. Среди такой тяжелой служебной обстановки профессор З. энергично работал, как закаленный в невзгодах, высоко честный и идеально преданный академии. В 1861 г. происшедшее на экзаменах столкновение профессора З. с архиепископом казанским Афанасием было поводом к увольнению его в ноябре 1862 г. из академии. Оставшись приходским священником и членом духовной консистории (с 1859 г.), З. был долгое время в опале; в 1863 г. получил законоучительские уроки во 2-й Казанской гимназии, — но, с другой стороны, случилось несчастие в семье — умерла жена, оставив на его попечении четверых малолетних детей. Затем он принимал живейшее участие в судьбе только лишь начавшей тогда устраиваться крещено-татарской школы профессора Н. И. Ильинского; законоучительствовал в педагогической школе при Казанском уездном училище для приготовления народных учителей; был членом и потом председателем Казанского уездного училищного совета. К этому времени относится его записка в защиту школьного употребления инородческих языков (напечатанная в "Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев", СПб. 1869 г., стр. 275—334); в его приходской Богоявленской церкви положено было начало богослужению на татарском языке. В 1867 г. он был избран в члены правления Казанской духовной семинарии, а в начале 1869 г. выбаллотирован и определен ректором родной ему Тамбовской семинарии; там он был и редактором "Тамбовских Епархиальных Ведомостей". В 1871 г. он был определен профессором богословия в Казанский университет, в 1880 г. в Казанский ветеринарный институт, а в 1881 г. избран в почетные члены Казанской духовной академии. Кроме названных трудов, З. еще принадлежит слово над гробом профессора Г. С. Саблукова ("Правосл. Собеседник " 1880 г., кн. I), некролог профессора И. М. Добротворского (там же, 1883 г., кн. III) и две его публичные лекции о лице Иисуса Христа, читанные им в университетском зале ("Душеполезн. Чтение" 1874 г.). Из ненапечатанных же ученых трудов его известны: отзыв о словаре калмыцкого языка и университетские лекции по основному и нравственному богословию. В 1885 г. З. вышел в отставку, оставив до 1888 г. за собой занятия только в ветеринарном институте.

Отд. оттиск некролога прот. M. M. Зефирова из "Правосл. Собеседника" за 1889 г. — "Русская Старина" 1906 г., июль, стр. 154. ("Записки прот. Певницкого"). — "Биографический словарь профессоров и преподават. Казанского Университета", т. I, стр. 8—11. — Знаменский, "История Казанской дух. академии", вып. II, стр. 297. — Языков, "Обзор жизни и трудов покойных рус. писат.", вып. IX, стр. 30.

К. Здрв.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое зефиров михаил михайлович
Значение слова зефиров михаил михайлович
Что означает зефиров михаил михайлович
Толкование слова зефиров михаил михайлович
Определение термина зефиров михаил михайлович
zefirov mihail mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):