Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - желнов марк васильевич

Желнов марк васильевич

(р. 23.05.1927) — спец. по истории филос. и теории филос. знания; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1950) и физ. ф-т МОПИ (1957), асп. филос. ф-та МГУ (1960). Докт. дисс. — "Критика гносеологии современного неотомизма" (1971). С 1952 — на преп. работе. С 1964 по наст. вр. — преп. кафедры филос. естеств. ф-тов МГУ (позднее кафедра филос. и методол. ИГУ и СИ МГУ); с 1964 — доц., с 1972 — проф. Ж. разрабатывает концепцию филос. "конкретного самотворчества субъективного и объективного", проявляющегося на разных уровнях своих ипостасей: Человека, Культуры и "Бытия-Ничто". С его т. зр., к концу XX в. представления о мире как "тождественном различии" и пребывающем в нем уединенном человеке существенно изменились. Проблема конкретного творч. преобразовалась в проблему его "конкретного самотворчества" сфер существования, времени и сущности. "Само-творче-ство" — это нечто "среднее" между рутинным "саморазвитием" и бытийным "само-творением" (когда, наоборот, преобладает тенденция к возникновению нового именно "из Ничего"). Соответственно, платоновс-ко-аристотелевская "глубинная" сущность после Декарта и Канта преобразовалась в нововременное "Предметное ("отмеченное-пред") Содержание объекта", противостоящего субъекту, а к концу XX в. — в "Сущее", "обогащенное" прежнее существование. Ж. считает, что эпистемологическая проблема самотворчества субъекта и объекта познания переросла в не совсем традиционно понимаемую, но все же метафиз. проблему "конкретного самотворчества субъективного и объективного Бытия-Ничто". Субъективное (а не субъект) — это все продукты внутр. и внеш. конкретного самотворч. человечества. Конкретное самотворчество "субъективно-объективного в человеке" происходит в трех осн. сферах: сознательной (логико-эпистемоло-гич.), эстетич.-этич.-волевой (дух.-идеально-практич.) и соматической (человеч.-онтол.). Соответственно "объективно-субъективное вне человека" — в сферах: сознательно "опредмечиваемого" (эпистемилогич.-логич.), бессознательно "отчуждившегося" (недух. материально-предметно-практич.); и, наконец, уже "навсегда" "овнешнившегося" (онтол.-человеч.) по отношению к человечеству и как бы заново им "ов-нутряемого". Все это тоже "конкретно самотворит". Отсюда постоянное "возрождение" "мета-физич." ("среднего" между "эпистемологическим" и "онтологическим") бесконечного вопрошания о конкретном самотворчестве субъективного в объективном и объективного в субъективном, единство к-рых и есть "Бы-тие-Ничто как таковое", реализующееся в "событии времени". Специфика совр. метафиз. вопрошания, как утверждает Ж., предполагает два момента: доведение вопросов до схватывания феномена "в целом", а также доведение проблем до понимания вовлеченности самого спрашивающего, "этого человека" в вопроша-ние о жизни людей "теперь-и-здесь", но под углом зр. доминанты "в целом", когда выясняется, что он оказывается "внутри" процесса и становится как бы "внешне" "безопорным". Налицо разл. понимание того, чем должна заниматься филос. Осн. тенденции сегодня: религ.-филос., хронологически-ист., феноменологически-интенциональная и коммуникативно-символическая. В конце XX в. все осн. филос. споры обычно возникают при попытках положить в основы своих рассуждений гл. "промежуточные" понятия, требуя осмыслить необходимость человека для проявления сущего, "со-бытия времени" и бытия. С т. зр. Ж., филос. — это вид антиномически-противоречивого конкретного самотворчества субъективно-объективных попыток найти "смысл" конкретного (конечно-локально-тотального) "саморазвития-самотворчества-самотворения" субъективно-объективного и объективно-субъективного "в целом" "теперь-и-здесь" "в этом человеке" сегодня. Ж. полагает, что энологическая метафизика "смысла" конкретного самотворчества "интеллектуального настроения" и "интеллектуального достоинства" людей в мире Сущего, Времени и Бытия-Ничто в традиц. сферах: Человека (меры "Свободы"), Культуры (меры "Бессмертия") и Бытия-Ничто (меры "Абсолютного") пытается "преодолеть" антиномические противоречия осн. филос. направлений конца XX в., в условиях "Бытия, ускользающего в Ничто". Это касается как "сжатого в точку" уникального философствования каждого человека, так и попыток перейти к "новому неконцептуальному мышлению" будущего века в условиях возникающего самотворчества "системной бессистемности", "локальной тотальности" и "новых научно-мифологических неконфессиональных религий".

Соч.: Критика гносеологии современного неотомизма. М., 1971; Предмет философии в истории философии. Предыстория. М., 1981; "Воля к власти" как проявление "воли к воле" (Ф.Ницше и М.Хайдеггер) // Социальная философия и современность. Вып.2. М., 1993; "Сущность свободы как истина" и "сущность истины как свобода" (идеи Ф.Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) // Там же. Вып.21. М., 1996; "Самые поздние" С.Франк и М.Хайдеггер о рациональном познании и науке // Государственное управление: исторические аспекты. М., 1997; "Ничто Достоверности Сущего" и "Ничто Истины Бытия" (идеи Г.Ф.Лейбница и М.Хайдеггера в конце XX века) // Метафизика Г.В.Лейбница. Современные интерпретации. М., 1998.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое желнов марк васильевич
Значение слова желнов марк васильевич
Что означает желнов марк васильевич
Толкование слова желнов марк васильевич
Определение термина желнов марк васильевич
zhelnov mark vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):