Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - журавленко павел максимович

Журавленко павел максимович

[29.6 (11.7).1887, д. Никаноровка Елисаветградского у. Херсон. губ., ныне Кировоград. обл. — 28.6.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), оперетты и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в крестьянской семье. По окончании Елисаветград. нар. уч-ща работал писцом в окружном суде. В 1905 учился пению в Елисаветграде, с 1906 жил в Москве, где брал уроки пения у А. Секар-Рожанского. В 1911 дебютировал в партии Варсонофьева ("Хованщина") в Казани (антр. М. Максакова). В 1912—18 солист петерб.-петрогр. Т-ра муз. драмы, в 1918—48 — ГАТОБа и МАЛЕГОТа. Обладал мощным, ровным во всех регистрах голосом, отличавшимся гибкостью и подвижностью. "У него артистический ум, т. е. ум интуитивный. Работая над каждой новой партией, он как бы всем существом своим врастает в нее... Это актер радостной детской улыбки, это актер душевного тепла и человечности..." (В. Раппапорт)*. Наиболее ярко проявил свое дарование в острохарактерных комедийных и сатирич. партиях. Создал целую галерею (ок. 100) разнохарактерных худож. образов.

1-й исп. партий: Николая Болконского ("Война и мир", 2-я ред.), Шептуна ("Лед и сталь"), Доктора ("Броненосец "Потемкин""), Ковалева ("Нос"), Михея ("Князь-озеро"), Василия Шуйского ("Комаринский мужик"), Милюкова ("Двадцать пятое"), Черевика ("Сорочинская ярмарка"; инструментовка Ц. Кюи); в Петрограде — Барона ("Скупой рыцарь"), Приора ("Беатриса"); в СССР — Челия ("Любовь к трем апельсинам"), Барона Окса ("Кавалер роз"), Колумба ("Колумб"), Мадрацьо ("Испанский соловей").Лучшие партии: Фарлаф, Варлаам, Иван Хованский, Лепорелло ("Каменный гость" и "Дон Жуан"), Барон ("Скупой рыцарь"), Додон. Салтан, Черевик, Собакин, Дед Мороз, Сашка, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Осмин, Фальстаф ("Фальстаф"; современники отмечали блестящее исп. виртуозной баритоновой партии). Др. партии: Мельник ("Русалка" A. Даргомыжского), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Выборный, Пимен, Скула, Еремка, Варяжский гость, Гремин, Рене ("Иоланта"); Дон Бартоло ("Севильский цирюльник Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Спарафучиле, Цунига, Санчо Панса, Бургомистр, Погнер; Мендозо, Боженко, Священник ("Леди Макбет Мценского уезда"). Партнеры: Л. Андреева-Дельмас, Н. Большаков, Р. Горская, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, B. Луканин, А. Мозжухин, Ф. Шаляпин (в 1918— 21 постоянный партнер; великий певец проходил с Ж. партии Токмакова, Элиакима, Санчо Пансы и Дона Бартоло). Пел п/у В. Бердяева, М. Бихтера, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, С. Самосуда, Г. Фительберга, Б. Хайкина, Ф. Штидри. Выступал в опереттах "Птички певчие" Ж. Оффенбаха (Губернатор), "Нищий студент" К. Миллекера (Оллендорф), "Там, где жаворонок поет" Ф. Легара (Паль).

Принимал участие в концертах в составе трио "Три Ко" (вместе с В. Войтенко, Н. Закопайко). В годы Великой Отечественной войны выступал перед красноармейцами на фронте. В камерный репертуар входили произв. А. Даргомыжского, П. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и др. композиторов.

В 1938 поставил (вместе с Я. Милешко) оперу "Шоре" Г. Фарди на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова (1-я ред.).

В 1930-х гг. записывался на грампластинки (нек-рые архив. записи Ж. — в ГЦММК).

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939).

Соч.: Театр и пресса // Рабочий театр. 1925. № 41. С. 12—13; О работе оперного певца // Там же. 1937. № 5. С. 36; Из записок певца-актера // Искусство и жизнь. 1941. № 3. С. 27; Записки артиста // За сов. искусство. 1945. № 5, 7, 10, 14, 17; 1946. № 4; Дед Михей // Там же. 1947. № 15. С. 3; Две роли // Веч. Ленинград. 1946. № 17. С. 3.

Лит.: Раппапорт В.* Актер радостной улыбки // Рабочий и театр. 1925. № 41. С. 13; К-ий П. Культурный певец // Там же. С. 12— 13; Mазинг Б. П. М. Журавленко // Красная газета. Веч. вып. (Л.). 1933. № 6; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 248—249; Ольховский Е. Мастера оперной сцены // Искусство и жизнь. 1940. № 3; Памяти П. М. Журавленко // Сов. искусство. 1948. № 28. С. 4; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 440, 647—651; Дрейден С. Музыка — революции. — М., 1970; Юдин Г. Я. За гранью прошлых дней: Из воспоминаний дирижера. — М., 1977; Асафьев Б. Ваятель жеста // Федор Иванович Шаляпин: Статьи и высказывания. — М., 1979. С. 128; Поплавский П. Под звуки волшебной флейты // Театр. жизнь. 1971. № 16. С. 19; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 82, 90.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое журавленко павел максимович
Значение слова журавленко павел максимович
Что означает журавленко павел максимович
Толкование слова журавленко павел максимович
Определение термина журавленко павел максимович
zhuravlenko pavel maksimovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):