Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - звенигородский князь андрей дмитриевич

Звенигородский князь андрей дмитриевич

В 1575 г. был одним из голов в Серпухове в полку боярина Ивана Васильевича Шереметева, а в 1581 г. в Смоленске. В 1582 г. он состоял воеводой в Брянске, а затем в Торопце. В 1583 г. он участвовал в посольстве к Смоленску для размена пленных и назван по этому случаю "наместником арзамасским". В конце 1584 г., по "черниговским и по путивльским вестям", государь приговорил послать в Чернигов (наместником там был в это время Писемской) воевод князя Ивана Самсоновича Туренина и князя З., да голову Степана Фендрикова Благово. В городе велено быть: князю Туренину и Писемскому, а в остроге: князю З. и Благово. Такое распределение осталось в силе и на 1585-й год. В 1586—87 гг. кн. З. был одним из воевод в Смоленске в крепости; в начале 1588 г. отпущен был оттуда, а осенью того же года находился воеводой в Болхове.

30-го мая 1594 года, в царствование Феодора Иоанновича, князь З. отправлен был послом в Персию к шаху Аббасу (в Кизильбаши, как в то время называли Персию в Московском государстве). Эта посылка является выдающимся событием к служебной деятельности князя З. и вместе с тем выясняет весьма важные тогдашние отношения Московского государства к Персии, Турции и Грузии. Когда именно кн. З. возвратился в Москву — нам неизвестно; знаем только, что в октябре 1595 г., следовательно почти полтора года спустя после выезда из Москвы, он не прибыл еще в Казань, на обратном пути из Персии. С кн. З. были посланы в Персию: татарский переводчик Степан Полуханов, подьячий Дружина Кузьмин, толмач Айдор Павлов, посол шаха Аббаса при Московском царском дворе Ази-Хосров и кизильбашский кречетник Булат-бек. По государеву указу от Казани до Астрахани всех их должны были провожать сто стрельцов с сотником, а от Астрахани в Персию тридцать "лучших" стрельцов. От царя Феодора Иоанновича были посланы шаху две грамоты: одна в ответ на грамоту шаха, присланную с послом Ази-Хосровом, а другая о гонце его Искиндере. От Бориса же Годунова три грамоты: шаху, ближнему его человеку Фергат-хану и гилянскому Мегди-Гулы-хану. Начало царской грамоты писано, по новому государеву указу, "с прибавкою", вследствие того, что шах писал к нему "со многою похвалою и высокословно". Целью посольства было: сообщит шаху, что, согласно его просьбе, переданной в 1590 г. его послами Бутак-беком и Анди-беком, царь Феодор Иоаннович, по докладу своего шурина, боярина Бориса Феодоровича Годунова, готов быть с шахом "в дружбе и в любви мимо всех великих государей", и, как сказано в царской грамоте, "дорогу твоим людем в наши государства послы своими и посланники отворяем, и торговым людем ходити поволили безо всякого задержания". Борис Годунов дал князю З. наказ, как он должен был править от него шаху поклон, явить "поминки" и подать грамоты; что касается гилянского Мегди-Гулы-хана и ближнего шахова человека Фергат-хана, то им, по наказу Годунова, грамоты и поминки должен был передать не князь З., а переводчик Полуханов.

Пользуясь "Статейньм списком" князь З., передадим вкратце о его пребывании в Персии и о тех беседах, которые вел с ним шах. Князь З. прибыл к Гилянской пристани 22-го сентября и дал знать о своем приезде пушечной стрельбой, вследствие чего за ним и за посольскими государевыми людьми были присланы из Гиляни "сандалы", на которых они, пересев из бусы, приехали в тот же вечер к пристани. Посол шаха Ази-Хосров и кречетник Булат-бек приехали в Гилянь на неделю позже, потому что, несмотря на уговоры князя З., сели в Астрахани на другую бусу, и на море ветром их разнесло: "погодье было встречное великое".

Лишь через полтора месяца после прибытия в Гилянь, князь З. получил разрешение переехать в Кашан для представления шаху. Причинами такого промедления были сначала ожидание приезда в Гилянь Ази-Хосрова, а затем выяснение разных недоразумений, как например требование пристава Амиркуни-князя, чтобы князь З. дозволил приказным гилянским людям осмотреть привезенные им от царя и от Годунова поминки, а также и его собственную рухлядь. Князь З. заявил, что послам, посланникам и гонцам шаха Аббаса "в государя нашего государстве повольность и честь бывает великая, и рухляди их сильно не емлют и не переписывают, и такова бесчестья над ними не живет". Князь З. предупреждал, что если будет сделан осмотр, то и в Московском государстве так же поступят с послами шаха "и тем бы непригожим делом меж государей доброму делу поруха не учинилася".

3-го ноября, версты за две до Кашана, князь З. был встречен, по приказанию шаха, Шигамет-Агой и Ази-Хосровом, которых сопровождало человек пятьдесят всадников. Под самым Кашаном встретили князя З. приблизительно тысяча пеших кашанских жителей. В Кашане князю З. были отведены хоромы вблизи шахова дворца, откуда принесли и ковры для украшения его жилища. Шигамет-ага с товарищами заявили князю З., что шах распорядился выслать под него и под бывших с ним посольских людей нарядных лошадей из собственной конюший, с драгоценными седлами, но посланные поехали, по-видимому, другой дорогой, вследствие чего и не поспели к нему навстречу. Узнав об этой неисправности, шах прислал Ази-Хосрова сказать князю З., что если он принял это "за досаду", то шах велит в его присутствии казнить Шигамет-агу. Кн. З. просил передать шаху, что он бьет ему челом на таком жалованье и просит не класть своей опалы на Шигамета. 5-го ноября явился к князю З. Ази-Хосров и сказал, что шах велел ему быть у себя на посольстве, на потешном дворе на майдане, в присутствии "турских и бухарских купцов и иных земель многих людей"; тут же должны были подноситься государевы поминки как привезенные князем З., так и присланные с Ази-Хосровом. Шах желал, чтобы "шаховы окольные недруги, турской и бухарской, пострашилися, что с ним такой великий государь ссылаетца". Князь З. сильно воспротивился выполнению этого намерения шаха и настаивал, чтобы Аббас принял его на своем дворе, не в присутствии недругов шаха и царя Феодора Иоанновича и чтобы "государевы поминки" не несли вместе с той рухлядью, какая прислана с Ази-Хосровом. В тот же день князь З. был на приеме у шаха, который согласился заменить персидские порядки московскими и дозволил князю З. "быть у себя у руки", а не у ноги, как это было в обычае при его дворе. Князь З. правил посольство по государеву наказу, поклон правил и грамоту подал, и поминки по росписи явил, сначала от царя Феодора Иоанновича, а затем от Бориса Годунова. На следующий день шах позвал князя З. к себе "на потеху". Для него устраивались в садах гулянья с музыкой и плясками и воинские игры, в которых принимал участие и сам шах: он прекрасно ездил на резвом аргамаке и занимался стрельбой в цель из лука. По вечерам на стенах потешного двора зажигались свечи и "камышины с зельем с пищальным и с нефтью и с серою"; посреди двора зажигали "в трубах медяных пищальное зелье". Шах Аббас хвалился своими палатами с проведенной в них водой, говоря: "ни при деде моем, ни при отце, не было таких построек; все это устроено мною с тех пор, как я царствую". Показывал шах князю З. и торговые ряды при вечернем освещении; очевидно, что убранство лавок произвело на князя З. впечатление чего-то нарядного, богатого и праздничного. "А в рядех у всех лавок — читаем в "Статейном списке" — стены и подволоки обиты камками и дорогами, и киндяками, и выбойками, а товары всякие во всех лавках развешаны по стенам и по полицам раскладены, и свечи и чираки многие зажжены во всех лавках и ставлены у товаров. Из сокровищ шаха особенно понравились князю З.: желтый яхонт, весом в 100 золотников (оказалось, что шах предназначил его в подарок царю Феодору Иоанновичу), седло Тамерлана, украшенное драгоценными каменьями, яхонтами, лалами и бирюзой, шлемы и латы персидской работы и булатные мечи, привезенные из Индии.

Шах не высылал своих ближних людей "в ответ" к князю З., а разговаривал с ним обо всех делах сам, при помощи толмача. Шах расспрашивал князя З. об отношениях царя Феодора Иоанновича к Турции, Крыму, цесарю Римскому (т. е. немецкому императору Рудольфу), к королю литовскому, грузинскому царю Александру, дагестанскому владетелю Шевкалу, к Ногайской Орде и к бухарскому хану. Князь З. отвечал обо всем согласно государеву наказу. Поручено было князю З. Борисом Годуновым похлопотать об отпуске шахом в Московское государство грузинского царевича Константина, сына царя Александра. Шах соглашался на исполнение этой просьбы в том случае, если сам царевич Константин пожелает покинуть Персию. Кн. З. дозволено было видеть царевича и лично с ним переговорить; царевич, перешедший в мусульманство и женатый на персиянке, уклонился, однако, от свидания с князем З. и предпочел остаться заложником у шаха.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое звенигородский князь андрей дмитриевич
Значение слова звенигородский князь андрей дмитриевич
Что означает звенигородский князь андрей дмитриевич
Толкование слова звенигородский князь андрей дмитриевич
Определение термина звенигородский князь андрей дмитриевич
zvenigorodskiy knyaz andrey dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):