Биографический словарь - архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Образование получил в пензенской духовной семинарии. Шестнадцати лет сделался регентом местных архиерейских певчих. Под руководством Н.М. Потулова занимался музыкой теоретически и знакомился с церковно-певческим творчеством. Поступил в медико-хирургическую академию, но, не выдержав занятий над трупами, перешел в технологический институт, который также скоро оставил, перейдя окончательно на музыкальное поприще.
В придворной певческой капелле он получил звание регента. В 1880 году он сформировал свой собственный хор из 40 человек. Его идея заменить в церковном хоре детские голоса дисканты и альты женскими нашла подражателей. Доведя исполнение своего хора до большого совершенства, А. в 1883 году впервые блестяще выступил с ним публично. Продолжая до сих пор свою концертную деятельность, он довел численность своего хора до 75 человек.
В 1887 году он устроил исторические концерты в С.-Петербурге, в 1898 99 годах совершил с хором артистическую поездку по России, а в 1907 году ездил с ним и за границу. В своих концертах А. знакомил публику с русскими народными песнями, частью в собственной гармонизации, с произведениями церковной и светской хоровой музыки русских и иностранных авторов как старинных, так и современных, составляя программы со вкусом и знанием музыкальной литературы.
Его хор, отличающийся прекрасным подбором голосов, образцовым ансамблем и тонкой отделкой деталей, получил широкую известность, а вся его деятельность громкое общественное признание. В 1900-х годах А. учредил Общество взаимопомощи церковных хоров в С.-Петербурге и стал устраивать грандиозные концерты соединенных хоров, отдавая сбор на образование пенсионного фонда для хористов.
В 1887 году А. напечатал первые свои духовные переложения напевов Александро-Невской Лавры ("К Богородице прилежно" и "Утоли болезни") и оригинальное сочинение "Милость мира". За этим последовал ряд других духовных сочинений и переложений, составляющих вместе почти полный годовой церковный круг. Всего А. написал свыше полусотни церковных сочинений, в том числе 2 литургии, всенощную, 8 "Херувимских" и др.
Наиболее замечательны по богатству гармонизации и звучности "Заупокойная литургия" и "Панихида". Сочинения А. лишены, однако, определенного, строго выдержанного стиля. В них заметны результаты изучения итальянских мастеров, но проявляется и древнерусский церковный характер. Мелодия обыкновенно поручается верхнему голосу; остальные голоса являются только сопровождающими, поддерживающими гармонию (довольно однообразную).
С текстом А. обращается бережно, сохраняя его в целости, избегая перестановок и неудобных повторений слов. 2) Александр Петрович, духовный писатель, протоиерей, воспитанник Казанской духовной академии. Написал "Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом" (Казань, 1883, магистерская диссертация) и ряд статей в духовных журналах.
3) Александр Семенович, историк русской литературы. Родился в 1854 году в Пензе; сын священника. Окончил курс в Казанском университете. В 1882 году за исследование "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882), получил степень магистра русской словесности, за диссертацию "Творения отцов церкви в древнерусской письменности" (5 вып., СПб., 1888; тт. I IV, Казань, 1889 1891) степень доктора. До 1908 года был профессором Казанского университета; в настоящее время читает лекции в СПб. университете. В 1904 году избран членом-корреспондентом Академии Наук. Другие его труды: "Театр до-Петровской Руси" (Казань, 1884); "Св. Кирилл и Мефодий и совершенный ими перевод Св.Писания" (Казань, 1885); ряд специальных исследований под общим заглавием "Из лекций по истории русской литературы"; "Первые опыты мифологических изучений" (Казань, 1893); "Накануне христианства и письменности" (Варшава, 1901); "Литература до-монгольской Руси" (Казань, 1903) и др.; "Образование и литература в Московском Государстве конца XV XVII веков", вып.
I III (Казань, 1898 1901); "Zur Geschichte des deutschen Lucidarius" (Берлин, 1897); из области новой литературы несколько брошюр о Жуковском , Пушкине , Григоровиче , Короленко . 4) Григорий Иванович, гигиенист (1837 99); окончил курс в медико-хирургической академии; служил военным врачом, в 1871 году был назначен редактором издававшихся медицинским департаментом "Архива судебной медицины", "Эпидемиологического листка", "Сборника сочинений по судебной медицине" и "Медико-топографического сборника", в которых А.
поместил ряд работ по вопросам общественной гигиены и санитарии (перечень его трудов см. в "Критико-библиографическом словаре" С. Венгерова , т. I). С 1884 года старший ординатор николаевского военного госпиталя. Будучи консультантом по врачебным вопросам при петербургской городской думе, А. много содействовал организации врачебного дела в столице.
5) Константин Федорович, фармаколог (1870 1905). Медицинское образование получил в Томском университете. Был профессором Казанского университета по кафедре фармакологии с бальнеологией. Главнейшие работы А. касаются фармакологии бромистого ареколина (диссертация, 1899 год). 6) Михаил Ферапонтович (умер в 1904 году), духовный писатель, протоиерей, магистр Санкт-Петербургской духовной академии.Состоял членом историко-статистического комитета по описанию с.-петербургской епархии. В бытность преподавателем словесности в с.-петербургской духовной семинарии А. издал "Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях" (СПб., 1857), заменившее устарелый учебник по словесности А. Данского. Состоя членом комитета по описанию с.
-петербургской епархии, А. написал полную и обстоятельную, на основании архивных источников, "Историю православной церкви в пределах нынешней с.-петербургской епархии", ч. I (в 1 и 2 выпусках "Историко-статистических сведений о с.-петербургской епархии" и отд., СПб., 1871) и "Историю с.-петербургской епархии с учреждения 1 сентября 1742 года единоличной епископской кафедры", часть 2-я (там же, в 3-м вып.
, с биографией преосв. Никодима ). Другие его труды: "О жизни и трудах протоиерея И.С. Кочетова" (СПб., 1857); "Полное православно-христианское учение о молитве" (СПб., 1861); "Катехизические беседы", "О Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. в отношении к православной русской церкви" (СПб., 1881); "О тайне св. елея" (СПб., 1895). Ср. "Церковный Вестник" (1904, № 18).
.