Биографический словарь - батюшков федор дмитриевич
Батюшков федор дмитриевич
Батюшков, Федор Дмитриевич, историк литературы и критик. Приходится внучатым племянником поэту К. Н. Б. ; отец был губернатором в Гродно и почетным опекуном. Родился в 1857 году; по окончании 1-й казанской гимназии поступил в Петербургский университет, который окончил по историко-филологическому факультету в 1880 году. В 1881 году Б. оставлен при том же университете по кафедре истории всеобщей литературы.
Дважды был командирован для научных работ за границу (в Германию, Париж, Англию и Испанию). После первой поездки сдал магистерский экзамен и с 1885 года по 1898 год состоял приват-доцентом Петербургского университета и преподавателем высших женских курсов. Б. читал лекции по провансальским языку и литературе, по готскому и старонемецкому языкам и по истории французской, итальянской и древнеиспанской литератур.
Состоит членом литературно-театрального комитета при петербургских императорских театрах. Главные его литературные работы: "Сага о Финибоге Сильном" перевод и исследования (1885); "Сказание о споре души с телом в средневековой литературе" (магистерская диссертация, 1891); о "Сиде" Корнеля, о "Рюи-Блазе" Виктора Гюго, "О женских типах" Расина (1896), "Критические очерки и заметки", часть I и II (1900 и 1902 годы).
Свои статьи Б. печатал в общих и специальных периодических изданиях: "Журнале Министерства Народного Просвещения", русском отделе журнала "Космополис", "Вестнике Европы", "Театральном Ежегоднике", "Жизни для всех", "Новой Жизни", "Всеобщем журнале", "Запросах Жизни", газете "Речь" и "Мире Божьем", редактором которого он состоял с 1902 года по 1906 год, когда "Мир Божий" был закрыт по распоряжению администрации.
Кроме статей по романо-германской филологии и истории западноевропейских литератур, перу Б. принадлежит ряд критических статей и много статей о театре; по поручению Академии Наук он многократно писал отзывы о сочинениях, представлявшихся на соискание Пушкинских премий. По своим литературным воззрениям Б. не принадлежит ни к поклонникам чистого искусства, ни к сторонникам боевой публицистической критики.
Он отстаивает "простое стремление к правде в области этических и социальных вопросов" и считает, что "в искусстве настоящий реализм не может быть упразднен". Однако это стремление к реализму должно совмещаться с поклонением красоте. "Элемент красоты, конечно, должен быть присущ и психическим явлениям, поскольку добро и красота, в высшем понимании, не исключают друг друга".
Критические статьи Б. всегда вдумчивы и свидетельствуют о широкой образованности автора. Он принимал и принимает деятельное участие в Комитете Литературного фонда, где неоднократно занимал должность товарища председателя; был также товарищем председателя в С.-Петербургском литературном обществе, закрытом администрацией в 1911 году.
Б. Кн. .