Биографический словарь - беклемишев иван никитич
Беклемишев иван никитич
Беклемишев, Иван Никитич, по прозванию Берсень (что значит крыжовник), один из выдающихся дипломатов и деятелей в царствование Ивана III и Василия III . При Иване III Б. исполнял ряд важных дипломатических поручений. Так, в 1490 г. Б. был приставом при германском после Делаторе, приехавшем в Москву от императора Максимилиана, искавшего руки дочери Ивана III и союза с ним против польского короля.
Через два года Б. был отправлен послом к Казимиру IV; а в 1502 г. вел переговоры с Менгли-Гиреем , крымским ханом. Б. пользовался большим уважением Ивана III и влиянием при дворе и в боярской думе. К его заступничеству перед великим князем обращались даже опальные князья (Василий Михайлович , князь Верейский). При Василии же Б. стал постепенно впадать в немилость, как человек, отличавшийся крутым нравом и считавший право совета существеннейшей прерогативой боярства.
Крупное столкновение Б. с великим князем произошло во время Литовской войны. Б. позволил себе в думе противоречить великому князю и получил в ответ: "Поди, смерд, прочь, не надобен ми еси!" После этого Б. находился в удалении от двора и дел. Свое недовольство опальный думец высказывал Максиму Греку в интимных беседах (у Максима вообще бывали представители боярской оппозиции того времени).О беседах Б. с Максимом узнали при дворе, и Б. был привлечен к делу Максима. Дело закончилось для Б. смертной казнью (1525). Из следственного дела видно, что Б. являлся представителем консервативной оппозиции, отстаивавшей против Василия III и окружавших его новых людей право старого боярства, в особенности право "совета", т. е. фактически право деятельного участия в управлении.
Б. хвалит Ивана III за то, что он любил "встречу", т. е. возражения, и осуждает Василия за нелюбовь к "встрече", за "несоветие", "высокоумие", за "упрямство" и за то, что он "переставляет обычаи", "запершись, сам третей у постели всякие дела делает". По Б. "лучше старых обычаев держаться, людей жаловать и стариков почитать". Недоволен Б. и митрополитом, угодничающим перед великим князем.
Указанные особенности времени и государя оправдывают в глазах Б. его мнение, что "ныне в людях правды нет", и подразумеваемую, хотя и не высказываемую им прямо, мысль, что даже и Бога нет на Москве. Объясняет Б. прискорбную для него перемену обычаев появлением Софьи Палеолог и греков. Яркая характеристика взглядов Б. дана Ключевским в "Курсе" (лекция 28-я).
Дело Б. напечатано в "Актах Арх. Эксп.", т. I, № 272. .