Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - бенедиктов владимир григорьевич

Бенедиктов владимир григорьевич

Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние классы петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г.

, прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк и начал скромную, бесцветную жизнь строевого офицера. В 1831 г. Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году оставил военную службу и перешел в министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной канцелярской должности до места директора государственного заемного банка, ревностно относясь к своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги высшей математике, астрономии и писанию стихов.

Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в конце 1835 г. "Сначала, рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии книги "Litterarische Bilder ans Russland", Кениг, никто не подозревал, чтоб он занимался стихотворством... Однажды пришел к нему друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений настоятельному другу.

Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова сделались известны публике"... Первая книжка "Стихотворений Владимира Бенедиктова" разошлась в самое короткое время. Н.В. Гербель передает, что "ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского стиха публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в море звуков и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в начале следующего года".

Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели после "Бориса Годунова" охладели к Пушкину , и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как Белинский ; Жуковский , Вяземский , Баратынский , Козлов отзывались редко, и в это застойное время Бенедиктов занял в глазах публики вакантный трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в "Телескопе") и Н.

Полевого (в "Сыне Отечества"). Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания книжки Бенедиктова), нашедший у него "превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей" и сказавший ему: "У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм"; можно предполагать по одной отметке в библиографическом отделе "Современника", что Пушкин собирался написать рецензию на сборник стихов Бенедиктова.

Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, успех по тому времени прямо неслыханный. Но здравое слово Белинского сделало свое дело. Молодой Тургенев , который сначала "воспылал негодованием" против "критикана", скоро почувствовал, что Белинский прав: "Прошло несколько времени, и я уже не читал Бенедиктова".

Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах Бенедиктова "риторическую шумиху, набор общих мест", "ошибки против языка и здравого смысла", холодную риторику, свел их к "стихотворной игрушке" и признал, что у Бенедиктова "нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт" и многими "в наше прозаическое время" лишь принят за поэта.

Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так или иначе, повторял его. Гром похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать, даже почти замолк на целые десять лет (1845 1855) и снова взялся за перо, уже как певец гражданских мотивов, в годину крымской войны и начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным увлечением, и быстро исписался.

Самое имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты творчества Бенедиктова напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность выражений. Наивной читательской массе 30 40-х годов, которая не умела оценить величавую и целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским , нравились и "меч молний", которым "опоясалось море"; и грудь, которая "станет священным гробом", и "мох забвения на развалинах любви", и "морозный пар бесстрастного дыханья", падающий на "пламя красоты", и "шипучее сердце порока", Бенедиктов тогда вполне соответствовал эпохе господства над умами Кукольника , Брюллова , Сенковского , Булгарина и Греча .

За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал ухарство самого вульгарного пошиба: соловей "дробью прыснул"; о глазах красавицы Бенедиктов говорил: "два голландские алмаза глазки, глазки у! беда!", "Плутяга", Бахус Рубенса "алый ротик свой разинул". Римский папа "взял громаду всей Европы в перегиб и об гроб Христов расшиб". Юпитера Бенедиктов величает "шутом-потешником" и "старым чертом".

Отсутствие чувства меры доводило Бенедиктова до прямой порнографии. Свою искусственность Бенедиктов не только сознавал, но возводил в эстетический канон и внушал поэту: "Чтоб выразить таинственные муки, чтоб сердца огнь в словах твоих изник, изобретай неслыханные звуки, выдумывай неведомый язык". Так буквально он и поступал; Я.

П. Полонский даже составил "Алфавитный список слов, сочиненных Бенедиктовым, видоизмененных или никем почти не употребляемых, встречающихся в его стихотворениях". Среди них встречаются такие, как "возблагодать", "льдоребрый", "мужественность", "нетоптатель", "сентябревый", "яичность". По существу Бенедиктов был прав, признавая за поэтом державную прерогативу некоторой свободы в обращении с языком, но своими безвкусными неологизмами он только доказал, что сам он, по размерам своего дарования, на эту свободу посягать не должен был.

Все же для развития и усложнения русской стихотворческой техники Бенедиктов сумел кое-что сделать и начал торить ту дорогу, по которой много лет спустя пошел Бальмонт , и в его "гремучих напевах", где слышны "литавры и бубны созвучий", изредка бывала неподдельная красота слова, попадались отдельные, вне связи и системы, ценные мысли, но эта малая и лучшая часть его творчества тонет в море банальщины, эффектничанья и пустозвонной трескотни.

Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости, с наивным обывательским эпикуреизмом. Тем же обывателем остался Бенедиктов и в своих гражданских мотивах, на первых порах примиривших с ним даже критику, после Белинского вообще сурово смотревшую на него.

В них разнузданная муза Бенедиктова предстала уже "одета запросто, застегнута по шею, без колец, без серег". Он обращался к писателю: "гласом добрым воззови, и зов твой, где бы ни прошел он, пусть духом мира и любви и в самом громе будет полон! Огнем свой ополчи глагол лишь на нечестие земное и с Богом ратуй против зол!" В общих чертах он верно понимал дух новой эпохи, когда, встречая наступающий 1857 г.

, писал: "Кое-что сказалось с разных уголков, много завязалось новых узелков... Время полюбило правду, наголо, правда ж дай, чтоб было все вокруг светло!.. И не одолеют чуждых стран мечи царство, где светлеют истины лучи". Такие азбучные поучения в те печальные годы царствования Александра II для многих звучали и тепло, и ново. Конечно, не дешевым либерализмом и не дешевой эротикой спасается в литературе от полного забвения имя Бенедиктова.

Как верно подметил еще Пушкин, он несомненный, хотя и примитивный, художник слова, как такового, и справедливо сказал о нем позднейший критик: "Любитель славы, любовник слова, он в истории русской словесности должен быть упомянут именно в этом своем качестве, в этой свой привязанности к музыке русской речи". Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье, Петефи, Козара, Медо Пучича).

Собрание его стихотворений вышло в 3 томах в 1856 г.; посмертное издание выпущено и издано товариществом Вольф в 1883 1884 годах, под редакций Я.П. Полонского и переиздано в 1902 г. Биография и библиографические сведения о Бенедиктове см. у Полонского в статье, помещенной при собрании сочинений Бенедиктова, у С.А. Венгерова ("Источники словаря русских писателей", 1, 210 211; "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых", II, 398 418); см.

также В.П. Быкова, "Записки старой смолянки", I, 172 173, 212, 244 248, 256 257; II, 222 223; Б. Садовской, "Русская Камена", стр. 89 101 (М., 1910); Ю. Айхенвальд , "Силуэты русских писателей", вып. III (М., 1910), и "История русской литературы XIX века", изд. "Мира", II, 62 65; рецензия А. К. на собрание стихотворений 1856 г. в "Сыне Отечества", 1856, № 27 и 28. Н. Лернер. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое бенедиктов владимир григорьевич
Значение слова бенедиктов владимир григорьевич
Что означает бенедиктов владимир григорьевич
Толкование слова бенедиктов владимир григорьевич
Определение термина бенедиктов владимир григорьевич
benediktov vladimir grigorevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):