Биографический словарь - чулков михаил дмитриевич
Чулков михаил дмитриевич
Чулков (Михаил Дмитриевич, 1740 1793) замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2-му изданию его "Записок экономических" сказано, что Ч. "в малолетстве обучался в Московском университете и, изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был из оного с прочими по памятному указу и определен на службу".
К этим данным можно прибавить только то, что в 1790 г. Ч. был надворным советником и секретарем сената. С ранней молодости он отличался необыкновенной любовью к литературе и "писал почти беспрестанно сочинения всякого рода". Ч. был одним из самых плодовитых и разносторонних писателей XVIII века, и не бесталанным. Митрополит Евгений свидетельствует, что Ч.
"около 20 лет возраста своего (следовательно в 1760 г.) отличал уже себя многими изрядными стихотворениями и романами". Первые опыты Ч. остаются для нас неизвестными; знаем только, что в 1767 г. он издал "Краткий мифологический лексикон", да, по Сопикову , в 1766 1768 гг. выпустил в 4 частях "Пересмешник, или Славянские сказки" (Евгений указывает только на одно второе издание, 1783 1789 гг.
). В первом периоде своей деятельности Ч. чувствовал склонность к беллетристике и сатире. В эпоху сатирических журналов Ч. издавал два небольшие сатирические журнала: "И то, и се" (1769) и "Парнасский Щепетильник" (1770), в котором немало следов полемической борьбы с литературными противниками: особенным его нападкам подверглись романист Ф.
А. Эмин и В.И. Майков . Их осмеял он и в сатирической поэме "Плачевное падение стихотворцев" (впоследствии эта поэма вышла отдельной книгой в Санкт-Петербурге без обозначения года, вместе со стихами на качели, на семик и на масляницу). В период увлечения сатирой Ч. издал первую (больше не было) часть необыкновенно популярного у наших предков романа "Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины" (часть I, Санкт-Петербург, 1770).
По своей внешней фабуле он является сколком с французских романов приключений; типы, выводимые в романе (ухаживатель Ахаль, Светон, секретарь), часто встречаются в сатирических журналах. Надо предположить, что обстановка жизни Ч. содействовала возникновению в нем склонности изучать песни, сказки, обряды и суеверия народные. В его журналах заслуживают внимание и стиль, по изобилию пословиц и поговорок приближающийся к народному, и нередкие этнографические заметки, народные песни.
После издания журналов Ч. обращается к большим сводным трудам этнографического характера. Первым таким трудом было "Собрание разных песен". Мы знаем, что первые две части этого собрания были напечатаны по распоряжению императрицы Екатерины II и были готовы в 1776 г. (приводимое всюду указание на то, что собрание песен Ч. в 4-х частях было напечатано в 1770 1775 гг.
, неверно, ибо 19 июля 1776 г. Ч. ходатайствовал о разрешении императрицы печатать и остальные части сборника; см. "Архив дирекции Императорских театров", отдел II, стр. 101, Санкт-Петербург, 1892). Первое издание песен, сделанное Ч. при сотрудничестве Михаила Попова , в настоящее время ненаходимо и мы знаем о нем только по последующим. Второе издание было сделано Н.
И. Новиковым в 1780 1781 гг.; оно было дополнено двумя частями и в литературе известно как "Новиковский песенник" ("Новое и полное собрание российских песен, содержащее в себе песни любовные, пастушеские, шутливые, простонародные, хоральные свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских опер и комедий"; впоследствии издание повторялось).
Ч. заносил в свое собрание не только народные песни, которые, можно догадываться, он не записывал со слов, а списывал с тетрадей грамотеев, но и модные романсы современных ему авторов и арии из комических опер. Значение сборника Ч. велико: до него не появлялось такого богатства народных песен, и он первый стал печатать песни без изменений и поправок стиля.
В истории изучения русской народности Ч. принадлежит почетное место. Собирание песен современникам его казалось по меньшей мере делом совершенно излишним, если не вредным: даже митрополит Платон отозвался о песнях, переизданных Н.И. Новиковым, как "о сумнительных". В 1780 г. Ч. приступил к новому этнографическому собранию, значительно низшему по своей научной ценности.
В 1780 1783 гг. в университетской типографии у Новикова были отпечатаны в 10 частях "Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения". Ч. отличался большой любовью к памятникам народного творчества, но не обладал этнографическим пониманием, которое, впрочем, в то время еще и не привилось; он считал вполне возможным обращаться с былинами и народными рассказами по своему усмотрению.
Ни одна из тех повестей, "которые рассказываются в харчевне", не занесена им в подлинном виде: он изменял, переделывал, дополнял их по рыцарским романам, по изданиям "Bibliotheque bleue". В 1782 г. вышел его "Словарь русских суеверий", который был переиздан в 1786 г. под заглавием: "Абевега русских суеверий, идолопоклонничества, жертвоприношений, свадебных, простонародных обрядов, колдовства, шаманства и прочее".
Для своего времени это был замечательный этнографический труд, которым в наше время находил возможным пользоваться А.Н. Афанасьев в своих "Поэтических воззрениях славян на природу". От занятий этнографией Ч. перешел к занятиям историей промышленности и юриспруденцией. Труды Ч. по истории торговли до сих пор совершенно не оценены.
Им написано и по повелению императрицы за счет ее кабинета издано огромное "Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до настоящего и всех преимуществ, узаконий и т. д.". (Москва, 1781 1788, 7 частей, в 21 томе; величайшая библиографическая редкость). Труд Ч. основан на изучении архивных материалов и для истории нашего торгового законодательства имеет важное значение.
В 1788 г. появилось извлечение из этого труда: "Краткая история российской торговли" (Москва). Из "Описания" же извлечены "Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращения в торговле" (Москва, 1788) и "Наставление необходимо нужное для купцов, а особливо для молодых людей" (Москва, 1788). К области практической экономии относятся "Записки экономические для всегдашнего исполнения в деревнях приказчику и рачительному эконому" (Москва, 1788, 2-е издание, 1790).
Ч. одному из первых пришла в голову мысль популяризовать русские законы и издать справочную юридическую книжку. В 1791 1792 годах вышел в 5 книгах его "Словарь юридический, или Свод российских узаконений, временных учреждений суда и расправы". В первой части узаконения были расположены в азбучном порядке, во второй в хронологическом, с Уложения по 1790 г.
(первая часть была переиздана в Новгороде в 1796 г.). Затем Ч. был начат "Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бывающих в роде человеческом, в роде скотском и птиц домашних" (при жизни Ч. вышло в Москве, в 1789 90 г., 4 части; после его смерти, в 1803 г., вышла 5-я). Остальные напечатанные труды Ч.: "Похождение Ахиллесово под именем Пирра до осады Троянской" (Санкт-Петербург, 1709, 2-е издание, Москва, 1788, по Сопикову); "Оберон, поэма Виланда в 14 песнях" (перевод с немецкого, Москва, 1787); "Переложение в стихах прозаического с французского перевода писем Петрарки к любовнице его Лори" (указание самого Ч.
; по рукописи Сопикова эта книга не известна). В рукописях остались многие сочинения Ч.: как проект вечного мира, примечания об экономических крестьянах, проект о заведении купеческого банка, словарь русского языка, словарь земледелия, скотоводства и домостроительства, поэма в девяти песнях о Самозванце Гришке Отрепьеве и др. Добавим: еще сообщение Ч.
о том, что его комедия, до нас не дошедшая, под заглавием: "Как хочешь, назови" представлялась неоднократно в придворном театре в Санкт-Петербурге. Общей оценки деятельности Ч. не существует. Ч. был в своем роде Ломоносовым , конечно, меньших размеров. Его труды энциклопедического характера принесли большую пользу русскому обществу; труды по истории русской торговли составляют солидное ученое исследование; этнографические его своды сыграли большую роль в истории изучения русской народности.
Биографические сведения о Ч.: Новиков "Опыт исторического словаря" (перепечатан в книге П.А. Ефремова "Материалы по русской литературе"); предисловие при 2-м издании "Экономических Записок" (Москва, 1791; перепечатано Забелиным в "Летописях русской литературы и древности", том I, Москва, 1859, стр. 198 200); заметка А. Фомина "К биографии Ч." ("Книговедение", 1894, № 7 8, стр.
16); "Словарь" митрополита Евгения (1845, часть 2-я; перепечатано в "Русской поэзии" Венгерова , выпуск V, стр. 872; здесь же перепечатка отзыва А.Н. Цыпина о Ч.; примечания историко-литературные и библиографические А. Лященко , выпуск VI, стр. 408); заметка в "Историческом Вестнике" (декабрь, 1893). Оценка этнографических трудов Ч. у А.Н. Пыпина , в "Истории русской этнографии" (том I, стр.
65 69). Данные о Ч. разбросаны у Афанасьева, "Русские сатирические журналы" (стр. 7 10, 258 и др.), у Галахова в "Исторической хрестоматии" и "Истории русской словесности"; у Булича "Сумароков и современная ему критика" (стр. 269, 272). см. также Лонгинов "Библиографические Записки" ("Современник", 1856, июль, № 8, стр. 19); его же заметку ("Русский Архив", 1870, стр.
1348; к ней дополнение, там же, стр. 1935); М.А. Дмитриев "Мелочи из запаса моей памяти" (стр. 9, 28); Батюшков "Сочинения", издание Л. Майкова (том II, стр. 398); Державин "Сочинения", издание Грота (том II, 214; III, 117, 119, IV, 49, 746). Библиографические указания о сочинениях Ч.; см. у Губерти (том I, № 166; том II, № 27, 129), Остроглазова (№ 196, 264, 291), Бурцева. В новейшее время перепечатаны: "Плачевное падение стихотворцев", в "Русской поэзии", Венгерова (выпуск V) и "Пригожая Повариха", в "Обстоятельном библиографическом описании" Бурцева (том V, Санкт-Петербург, 1901, стр.
156 и следующие). Портрет у Ровинского , "Словарь" (том III). П. Щеголев. .