Биографический словарь - цветаев дмитрий владимирович
Цветаев дмитрий владимирович
Цветаев (Дмитрий Владимирович, родился в 1852 г.) историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц., по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, прослушал педагогические курсы при 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве.
По защите магистерской диссертации, Ц. поступил (1886) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности.
Сюда относятся статьи монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах" ("Московские Ведомости", 1882, № 319); "Положение протестантов в России до Петра Великого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1883, IX X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский Вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib.
, 1884, VII VIII и отдельно); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (Москва, 1884); "История сооружения первого костела в Москве" (Москва, 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский Вестник", 1885 и отдельно); "Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве" (Москва, 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские Ведомости", 1886, № 273 74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (Москва, 1887); "Иностранцы в России в XVI XVII веках" ("Русский Вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские Университетские Известия", 1889, VIII; "Православное Обозрение", 1890, V VII и отдельно); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская Старина", 1896, VII и отдельно); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете", 1896, II и отдельно); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские Ведомости", 1899, № 316) и прочее.Благодаря изучению предмета по отдельным деталям, в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (Москва, 1886, магистерская диссертация) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (Москва, 1890, докторская диссертация).
В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существующие стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (профессор Багалей , Брикнер и Завитневич ).
Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под заглавием "Памятники к истории протестантства в России" (часть I, Москва, 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным.
За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании главным образом данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варшавские Университетские Известия", 1894, IV V; "Варшавский Дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйского в Варшаве" ("Варшавский Дневник", 1897, декабря, 20; "Исторический Вестник", 1898, II, V) и др.
, затем составляется цельный труд, под заглавием: "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901 1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский Архив", 1888, I); "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское Чтение", 1896, I); "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские Ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское Обозрение", 1894; "Московские Ведомости", 1901, № 252).
Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулируются им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское Обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр.
714 715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством профессора Кояловича , Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С.М. Соловьева . В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера. Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических Записках" 1881 1882 гг.
и отдельно). А. С-ов. .