Биографический словарь - димитрий (муретов)
Димитрий (муретов)
Уступая предшественнику своему, Иннокентию Борисову , в смелости и оригинальности богословских воззрений, он не ниже, а, может быть, даже выше его был по глубине и основательности. Являясь хозяином в разнообразных отраслях богословской науки, он применил к ней исторический метод исследования и изложения и освободил ее от устарелых схоластических приемов.
Богословствование Иннокентия многие встретили недружелюбно и обвиняли в либерализме, если не рационализме. Преемник его по кафедре подвел такой твердый фундамент под новую богословскую систему и применял исторический метод с такой строгостью и осмотрительностью, что должны были рассеяться сомнения и замолкнуть обвинения против новой системы богословия.
Лекций своих Димитрий не выдавал студентам и, вероятно, не писал вполне, но подготовлялся к ним так основательно, что обыкновенно в течение двух часов подряд, без конспекта или даже клочка бумаги для справок говорил, беспрерывно, приводя буквально тексты и выдержки из авторов, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений.
Студентом Н. Оглоблиным составлена была полная запись лекций Димитрия, которую просмотрел и он сам. Эта запись не пропала совершенно для русской науки: она легла в основу "Введения в курс богословских наук", Макария (Булгакова) , митрополита московского. Многие обвиняли этого богослова за то, что он нигде не упомянул о главном своем источнике для сочинения, доставившего ему редкую в то время степень доктора богословия.
Но скромный Димитрий никогда не изъявлял претензий на ученую славу. Он не печатал своих трудов, или печатал без подписи; под его именем выходили только проповеди, которые в последние годы своей пастырской деятельности он обыкновенно помещал в "Православном Обозрении". Потом они вышли отдельным изданием. Помимо своей ученой и профессорской знаменитости, Димитрий был редким человеком, добрым пастырем, с чертами мужа апостольского.
О его благотворительности ходили и ходят многочисленные рассказы; все некрологи его переполнены характерными фактами этого рода. В 1850 г. он был назначен епископом в Тулу, в 1857 г. в Одессу, где возведен был в сан архиепископа. Через семнадцать лет он был переведен на высшую по своему иерархическому положению кафедру в Ярославль, климат которого оказался неблагоприятным для его здоровья.
Он был переведен на Волынь, а через шесть лет снова вернулся в Одессу, где и умер. П. В. .