Биографический словарь - флоров василий
Флоров василий
Флоров (Василий) автор сочинения "Обличения на раскольников" (издано профессором Н.И. Субботиным , Москва, 1894). Ф. сначала принадлежал к православной церкви, потом уклонился в раскол, скитался по разным раскольническим толкам и наконец утвердился в дьяконовом согласии. Здесь, у дьякона Александра и во всем обществе дьяконовцев, он пользовался уважением как человек, сведущий в Писании; ему поручено было составление ответов Питириму.
По всей вероятности, именно неудача в этом деле и опасение кары за близкую к нему прикосновенность были причиной, что с Керженца он бежал к раскольникам в крымские степи, где прожил шесть лет. Возмущенный дикими учениями и безнравственным образом жизни тамошних раскольников, Ф. решился возвратиться на обет, в случае успешного бегства, присоединиться к православной церкви.
Под влиянием учеников еще здравствовавшего тогда Питирима, Ф. окончательно утвердился в намерении оставить раскол, присоединиться к православной церкви и сделался ревностным ее защитником. "Обличение на раскольников" было написано им в 1737 г., вскоре после обращения из раскола, которое можно отнести к концу двадцатых или началу тридцатых годов XVIII столетия.
В первой книжке "Русского Архива" за 1896 г. напечатано сообщение Дмитрия Скворцова : "Василий Ф. и его сочинение против раскольников "Стрела". Автор описывает рукопись, содержащую сочинение Ф., излагает содержание этого сочинения о самом Ф. "Наиболее раннее упоминание о Ф., говорит Скворцов, находим в сочинении епископа рязанского Симона "Наставление состязаться с раскольниками".
Сочинение Ф., изданное в 1894 г., то самое, которым пользовался автор "Наставления". Сравнивая содержание и текст описываемой в "Русском Архиве" рукописи с изданным сочинением Ф., профессор Смирнов находит, что они совпадают между собой. Название "Стрела", данное сочинению Ф. автором сообщения в "Русский Архив", оправдать трудно. По свидетельству автора "Наставления состязаться с раскольниками", сочинение Ф.
называлось "Обличением на раскольников"; под этим именем оно и издано. Сочинение Ф. несомненно было известно первому историку раскола протоиерею Ионнову. Автор "Обличения", по его собственному объяснению, имел намерение собственно "возвестить авторов еретических и объявить догматы и учения их", т. е. изложить учения, принятые в разных раскольнических сектах того времени.
В его книге есть и опровержения некоторых раскольнических мнений, а также сказания о раскольнических деяниях. Главой расколовождей Ф. считает протопопа Аввакума ; от него он производит 16 сект, из которых три поповщинские и 13 беспоповщинских. Последнюю 13-ю беспоповщинскую секту Ф. называет "наговщиной": это нынешние хлысты. см. П.
С. Смирнов "Внутренние вопросы в расколе в XVII веке" (Санкт-Петербург, 1898, приложения, стр. 56 59). .