Биографический словарь - фруг семен григорьевич
Фруг семен григорьевич
Фруг (Семен Григорьевич) известный поэт. Родился в 1860 г., в еврейской земледельческой колонии Херсонской губернии Бобровый Куть. Отец его был землепашец, но исполнял также обязанности писаря колонии. Учился Ф. в начальной школе колонии. В 1879 г. Ф. стал посылать в русско-еврейский орган "Рассвет" стихотворения, сразу обратившие на себя внимание читателей этой газеты.
Молодому поэту-самородку дали средства приехать в Петербург, где он с тех пор и живет, исключительно посвятив себя литературной деятельности. Известность вне круга специальных читателей еврейских органов Ф. приобрел в середине 1880-х годов, когда стихотворения его стали появляться в общих журналах "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Неделе" и др.
изданиях и когда вышел первый сборник его стихотворений (Санкт-Петербург, 1885). Сборник был встречен критикой очень сочувственно, чего нельзя сказать о дальнейших сборниках (Санкт-Петербург, 1887 и 1898; том I и II выдержали 3-е издание), которые были приняты холодно. В 1902 г. (Санкт-Петербург) вышел сборник "Сиониды и другие стихотворения".
В 1890-х годах Ф. вел фельетон бытового характера в "Восходе". Он пишет также стихотворения на еврейско-немецком жаргоне в жаргонных органах Европы и Америки. Последние 10 12 лет Ф., редко появляясь на столбцах журналах со стихотворениями серьезного содержания, посвятил себя легкому жанру куплетов и стихотворений на злобу дня, которые под псевдонимом Иероним Добрый и др. помещает в мелкой прессе "Петербургской Газете" и "Петербургском Листке". Некоторые из них вызывали в печати со стороны весьма почтенных писателей чрезвычайно резкие упреки в отступлении от требований литературной этики. Выступает также подчас Ф. со славословиями известного типа в таких органах, как "Свет" В.В. Комарова . В наиболее удавшихся его стихотворениях, Ф. певец еврейства по преимуществу и только в этой сфере представляет литературный интерес. Стихотворения его вне круга интересов еврейства, малосодержательны и явно надуманы. Зато в лучших стихотворениях своих на еврейские темы Ф. чужд узкого национализма и является поэтом, скорбящим вообще о горестях и несчастьях народа.
Мечтая о том, что когда-нибудь "придет пора исчезнет злоба; одной ликующей семьей под знамя света и свободы стекутся мирные народы", поэт, правда, исходит из тех преследований, которым подвергается его родной народ, но его мечты заключают в себе идеалы общечеловеческие. В еврейском патриотизме Ф. нет хвастливости; основной мотив его любви к еврейскому народу только скорбь о выпавших на долю еврейства невзгодах.
Являясь Иеремией страданий своего народа, Ф. лирик по преимуществу. Эпос ему совершенно не удается. Его баллады из еврейской истории большей частью весьма слабые подражания балладам Шиллера (в передаче Жуковского ) и "Романцеро" Гейне крайне растянуты и скучны. Лиризм Ф. Воспитался, с одной стороны, на Библии, с другой на Лермонтове и Некрасове .
Звуки нежные и интимные совершенно чужды его поэтическому темпераменту и всегда переходят у него в слащавость и сентиментальность. Сплошь да рядом он впадает, вследствие приподнятости, в риторизм и ходульность. Но эта же приподнятость, несомненно, придает и большую силу лучшим стихотворениям его, обыкновенно выдержанным в жгучем стиле поэзии пророков.
Как всякий лирик, Ф. тесно связан с искренностью своих настроений. Больше всего было искреннего увлечения в первом сборнике, не только потому, что поэт был моложе, но и потому, что он явился отражением большого подъема в русском еврействе, относящемся к концу 1870-х и началу 1880-х годов. С одной стороны, тогда в мыслящей части еврейства, воспитавшейся под влиянием лучших элементов русской общественности, значительно повысилось чувство собственного достоинства.
А с другой, под страшным впечатлением еврейских погромов 1881 г., зародилась мысль о новом "исходе". Ф. стал певцом так называемого вначале "палестинского" движения и в стихах его, относящихся к этому периоду, поэтически сильно смешаны скорбь о пережитом горьком чувстве обиды и вера в лучшее будущее. Некоторые из этих стихотворений были положены на музыку.
Такое настроение очень скоро ослабело, а с ним и жгучий тон поэзии Ф. Он переходит на совершенно ему неудающиеся общие мотивы, а в обработке тем еврейских чувствуется утомление и искусственное возбуждение. Последние годы, когда "сионизм" принял широкие размеры, оживилась и поэзия Ф., и в его "Сионидах" опять попадаются строфы сильные и искренне-воодушевленные.
Кроме того, Ф. издал собрание рассказов: "Встречи и впечатления" (Санкт-Петербург, 1898) и "Эскизы и сказки" (Санкт-Петербург, 1898). .