Биографический словарь - гавриил (в миру василий иванович воскресенский)
Гавриил (в миру василий иванович воскресенский)
, Казань, 1839 40) замечательно уже по одному тому, что в свой обзор автор включил и русскую философию, которую начинает с Владимира Мономаха . В свое время Полевой восхищался этим опытом русского философского ума и только отмечал неисправность в слоге, которую объяснял поспешностью работы ("Сын Отечества", 1839, часть XI); архиепископ Филарет находил, что и в мыслях Гавриила не везде выдержана последовательность и отчетливость.
Кроме того, Гавриилу принадлежат: "Философия правды" (Казань, 1843); "Описание опытной психологии" (Казань, 1858); "Понятие о церковном праве и его история" (Казань, 1844); "Описание Зилантова монастыря" (Казань, 1850 стоит внимания по грамотам, здесь помещенным) и другие. Ср. заметку Можаровского в "Русской Старине" 1880 г., № 7. В Казани имя Гавриила было очень популярно; но он не пользовался расположением всесильного в то время в духовном мире Филарета, митрополита московского, не любившего Гавриила за недостаток смирения и благопокорливости.
"Пока я жив не видать Гавриилу зилантовскому архиерейской мантии", говорил Филарет, когда спрашивали его мнения на счет повышения архимандрита Гавриила. Под конец жизни Гавриила удалили, по настоянию казанского архиепископа Григория Пострикова, в Усть-Киренский монастырь иркутской епархии. Только при назначении на петербургскую митрополию высокопреосвященного Исидора , бывшего когда-то учеником Гавриила, этот последний получил позволение возвратиться в Россию.
Ему назначен был для жительства муромский Спасский монастырь, где он и умер в 1868 г. .