Биографический словарь - хмельницкий николай иванович
Хмельницкий николай иванович
Хмельницкий (Николай Иванович) сын Ивана Парфеновича , довольно известный драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения.
Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа. По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел.
В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено "Руководство к ведению русских законов", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения гражданских чиновников.
Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буансси "Говорун"; за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра. В 1818 г. Х. выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х.
довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х.
и Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья". У Фавара Х. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и, может быть, "Новый Парис". По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. "Бабушкины попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и прочие, но источники их не указаны. Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью.
Наиболее серьезной литературной заслугой Х. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа". Перевод "Школы женщин" можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее. Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей.
Как губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие. Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г.
Степень виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма. К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних.
В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. "Царское слово, или Сватовство Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии". Умер Х.
в 1845 г. в Петербурге. Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин "Современник" (1851, № 9); Г. Б-в ("Русский Вестник", 1895, сентябрь); Добротворский ("Исторический Вестник", 1889, декабрь); Н. Коробка "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895 96 г., приложение, книга I). Н. Коробка. .