Биографический словарь - иоаким
Иоаким
Иоаким (1620 1690) девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. Иоаким поставлен был в митрополита новгородского.
Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. Иоаким возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только "на не послушников и непокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим.Наконец, в 1687 г. Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г.
об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением".
Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде" (М., 1677), "О сложении трех перстов" (М., 1677), "Поучение ко всем православным христианам" (М., 1682), слово благодарственное "Об избавлении церкви от отступников" (М.
, 1683), "Слово против Никиты Пустосвята" (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще "Увет Духовный" (М., 1682, 1753 и 1791) обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени.
Все сочинение написано было в 50 дней срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе "Увета" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий , архиепископ холмогорский (С.
Белокуров ; в статье, напечатанной в "Христианском Чтении" 1886 г., № 7 8, доказывает, что "Увет" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). "Увет" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.
При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи.
Иоаким предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, "Провославное исповедание" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г.
После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения "папежников". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник "Остень" (см.
Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При Иоакиме, в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682).Исправлен был при Иоакиме и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие Иоакима, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в "Страннике" (1873, № 1 3 и 6 9); П. Смирнов "Иоаким патриарх Московский" (М., 1881 из "Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1879 1881 гг); Г. Воробьев "О московском соборе 1681 1682" (СПб.
, 1885); Г. Миркович "О времени пресуществления св. Даров" (Вильно, 1886); Барсуков "Всероссийский патриарх Иоаким Савелов" (СПб., 1890) и ст. Белокурова ("Христианские Чтения", 1885, 11 12). .