Биографический словарь - ипполитов-иванов михаил михайлович
Ипполитов-иванов михаил михайлович
Несколько лет провел в Тифлисе, где изучил музыку кавказских племен, особенно грузин, результатом чего явилась его брошюра "Грузинская народная песня и ее современное состояние" (М., 1895) и резко обозначившийся восточный колорит в его музыке. Написал оперы: "Руфь", "Азра", "Ася" на сюжет И.С. Тургенева (М., 1900), "Измена", на либретто князя Сумбатова (М.
, 1892; СПб., 1914). Первые две и последняя имеют восточный колорит, довольно, впрочем, условный и не выдержанный. Отличительные черты опер Ипполитова: благородный вкус, здоровая уравновешенность, искренность выражения, отсутствие погони за внешними эффектами, вычурности, изысканности, надуманности. Ясные и несложные по фактуре, они хорошо звучат, но большого размаха, полета фантазии и глубины в них нет; заметны сильные посторонние влияния (Чайковский , Римский-Корсаков, Мусоргский , Бородин ).
Другие сочинения его: I. Для оркестра: увертюра на русские темы "Яр Хмель", симфоническое скерцо, сюиты "Кавказские эскизы" и "Иверия"; симфониетта (переделка для оркестра скрипичной сонаты); II. Для камерного ансамбля: фортепьянный и смычковый квартеты; III. Вокальная музыка с оркестром: "Коронационная Кантата"; "Пять характерных картинок" для хора и оркестра; кантаты памяти Пушкина , Гоголя ("Песни Гусляра") Жуковского ; IV.
Хоры: "Эльзасская баллада"; 10 двухголосных женских хоров с фортепьяно; пять четырехголосных смешанных хоров a capella; пять трехголосных женских хоров; "Новгородская былина о лебеди белой" для смешанного хора a capella; псалмы для смешанного хора; пять стихотворений для детского или женского трехголосного хора; "Гимн пифагорайцев восходящему солнцу" для смешанного хора с сопровождением 10 флейт, 2 арф и труб; 15 детских песен; V.
70 романсов и 9 дуэтов. VI. Музыка к исторической пьесе В. Гончарова "Ермак Тимофеевич". Как музыкальный теоретик, Ипполитов издал "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (М., 1897). .