Биографический словарь - каратыгин петр андреевич
Каратыгин петр андреевич
С конца 50-х годов Каратыгин редко появляется на сцене. Известность Каратыгина, как водевилиста, не уступала известности Ф.А. Кони и Д.Т. Ленского . Он брал "сюжеты", как и они, в французских водевилях, но, тщательнее обрабатывая их, вносил в них черты русского, вернее петербургского быта. Публика с удовольствием смотрела его переделки, уснащенные каламбурами, остротами, намеками на современную жизнь и на отдельных лиц.
Многие его куплеты, стишки, эпиграммы повторялись петербуржцами, а отдельные выражения входили в пословицы. Из 68 пьес оригинальных и переводных (см. "Записки", стр. 332) 53 водевиля были напечатаны; лучшие из оригинальных его пьес: "Заемные жены" (1834), "Жена и зонтик" (1835), "Чиновник по особым поручениям" (1837), "Ложа I яруса" (1838), "Первое июля в Петергофе" (1839), "Булочная" (1843); из переводных "Ножка" (1840), "Вице-мундир" (1845), "Школьный учитель" (1842).
Каратыгин напечатал в "Русской Старине" (1872 79) свои воспоминания, отдельно вышедшие после его смерти с дополнениями его сына. Для истории русского театра николаевского времени "Записки" ценный и интересный источник. См. Вольф , "Хроника"; "П.А. Каратыгин, 1823 1873" (Санкт-Петербург, 1873); "Записки П.А. Каратыгина" (ib., 1880); "Всемирная Иллюстрация" 1873, № 220.
.