Биографический словарь - кашперов владимир никитич
Кашперов владимир никитич
Кашперов, Владимир Никитич композитор (1827 1894). Учился музыке у Фогта и Гензельта в Петербурге. Окончил школу гвардейских подпрапорщиков; недолго был офицером. К этому времени относится сочинение оперы "Цыгане" (либретто Н. Огарева по Пушкину ), оставшейся неоконченной. Познакомившись с Глинкой и Даргомыжским , Кашперов пользовался их советами по композиции.
Романс "Очарованье красоты" сочинен Кашперовым совместно с Глинкой. Позднее, усвоив в Италии итальянский стиль, принялся за сочинение итальянских опер. Из них "Мария Тюдор" была дана с успехом в 1859 г. в Милане и в Ницце, "Риенци" во Флоренции; отрывки из "Консуэло" исполнялись в Петербурге с участием Тамберлика и Грациани. Преподавал пение в московской консерватории (1867 1874); затем открыл собственные курсы пения.
Оперы Кашперова на русские сюжеты обнаруживают тот же бесцветный и лишенный собственной индивидуальности итальянский стиль, как и его итальянские оперы. Таковы: "Гроза" (сюжет Островского ), поставленная одновременно в Петербурге и в Москве (1896); "Тарас Бульба" (либретто Шпажинского ; начало 1880-х годов), поставленная в Москве; "Боярин Орша" и "Кузнец Вакула" остались неоконченными.
Принявшись с 1879 г. за изучение русского церковного пения, Кашперов заведовал обучением церковному пению в школах Московского уезда, написал духовные хоры "Архангельский глас", "Всемирная слава", "Ныне силы Небесные" и составил руководство пения для детей, заключающее в себе все гласы и литургию. Кашперову принадлежат еще романсы (издано 26), две песни для драмы "Воевода" Островского, студенческая песня для хора, а также несколько музыкальных статей.
Из сочинений Кашперова, кроме романсов, издано лишь фортепьянное переложение "Грозы". Один из романсов Кашперова "Что ты клонишь над водами" имеется в печати под именем Глинки (мелодия была найдена в бумагах последнего) в гармонизации Балакирева . См.: "Автобиографические записки" ("Артист", XXXIII); "Памяти Кашперова", священника Фуделя ("Русское Обозрение", 1894, VIII). .