Биографический словарь - кавос (к.а. а.к. и.к. ц.а.)
Кавос (к.а. а.к. и.к. ц.а.)
Кавос, Катерино Альбертович композитор, дирижер Императорских театров, сыгравший крупную роль в истории оперы в России (1776 1842). Сын директора театра "Fenice" в Венеции. Кавос, написал уже 12 лет кантату на прибытие в Венецию Леопольда II. В 14 лет получил место органиста церкви Святого Марка. В 1797 г. вместе с итальянской оперной труппой Астарити прибыл в Петербург.
Труппа вскоре была распущена, но Кавос поступил на службу Императорских театров, сначала композитором при французской труппе с обязанностью сочинять музыку к операм водевилям. Из них оперы "Три брата горбуна" и "Три султанши" шли и в русском переводе; "Три брата горбуна" первая (1-е представление на русский язык) не сходила с репертуара 20 лет.
С 1803 г. Кавос был назначен капельмейстером итальянской и русской оперы и, кроме того, получил место учителя пения в училище святой Екатерины. В 1811 г. он занял такое же место в Смольном монастыре. Открыв свою оперную деятельность постановкой в 1803 г. комической оперы "Леста, Днепровская русалка" (переделка Краснопольского "Das Donauweibchen") с музыкой Кауэра и Давыдова , Кавос затем вместе с Давыдовым написал музыку на либретто Краснопольского же к продолжениям "Лесты" второй (1804) и третьей части (1805) и уже один к четвертой части на либретто князя А.
Шаховского , не сходившей с репертуара до 1832 г. и шедшей в последний раз в 1852 53 годах. Успех 2-й части "Лесты" вызвал ряд опер Кавоса на народные сюжеты: "Князь Невидимка" (либретто Лифанова) с хорами, балетами, превращениями, сражениями и т. д. (1805). В 1806 г. поставлены еще оперы: "Любовная Почта" (князь А. Шаховской) и "Беглец от своей невесты" (князь Шаховской); в 1807 г.
"Илья Богатырь" (либретто И.А. Крылова ), имевшая большой успех и дававшаяся еще в 1832 33 годах. Кроме того, Кавос сочинял (или вернее "аранжировал") музыку к балетам Дидло: "Зефир и Флора" (1808); "Амур и Психея" (1810); "Апис и Галатея" (1815); "Карлос и Розальба" (1817). Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым.
К 1812 г. относится балет Кавоса "Любовь к отечеству", а также музыка к водевилю князя А. Шаховского "Казак-стихотворец", аранжированная из малороссийских песен (шел еще в 1852 г.). В 1813 г. Кавос сочинил музыку к антрактам и куплетам комедии "Мнимый Невидимка" (перевод с немецкого Шеллера), а в 1815 г. шла без успеха комедия князя Шаховского "Откупщик Бражкин" с антрактами и куплетами Кавоса.
Приписывавшаяся Кавосу патриотическая опера "Крестьяне, или Встреча незванных" (текст князя Шаховского, 1814) принадлежит разным авторам (см. подлинную партитуру в центральной библиотеке Императорских театров, где хранятся и некоторые другие сочинения Кавоса). 19 октября 1815 г. шла впервые опера "Иван Сусанин" в 2-х действиях (текст князя Шаховского).
В 1815 г. Кавос сочинил куплеты на возвращение русских войск из Франции. Куплеты эти ежегодно исполняются на концертах в пользу инвалидов. Дальнейшие сочинения Кавоса: "Вавилонские развалины" и "Добрыня Никитич" (1818), "Светлана" и "Жар-птица" (1822), неудачное либретто которой (Н. Языкова ) помешало ее успеху. Последним крупным трудом Кавоса в опере была постановка "Жизни за Царя" Глинки в 1836 г. В своей обильной композиторской деятельности Кавос обнаружил талантливость, большие технические знания, вместе с отсутствием оригинальности. Однако стремление к национальному русскому характеру имеет историческое значение. Главное значение имеет широкая практическая деятельность Кавоса: капельмейстерская и вокально-педагогическая.Большинство певиц и певцов было мало образовано, многие даже не знали нот. Кавос был одновременно и учителем, и репетитором, и режиссером, и капельмейстером. Многие оперные певицы и певцы вышли из школы Кавоса: Воробьева , Петрова, Сандунова , Самойлова , Семенова , Самойлов , Климовский , Злов , знаменитый Петров . см. Гр. Блох, "Ежегодник Императорских Театров", 1896 97 годы; С.
Дехтерева , "Кавос" ("Русская Старина", 1895); J. Mercier, "Notice necrologique sur Catterino Cavos" (Петербург, 1849). Г. Тимофеев. .