Биографический словарь - кирилл iii
Кирилл iii
Кирилл III митрополит Киево-Владимирский. После разгрома Киева татарами, русские сами избрали для управления церковью одного из своих соотечественников холмского епископа Кирилла, который в 1250 г. утвержден в сане митрополита патриархом Константинопольским. Вернувшись из Константинополя, Кирилл не мог найти для себя в Киеве приюта и пристанища.
Кафедральный Софийский собор и митрополичий дом были разорены; Десятинный храм лежал в развалинах; печерская обитель была покинута иноками; во всем городе едва насчитывалось домов с 200. Подобное же разорение встретил он и в Чернигове, и поехал в Рязань, оттуда в Галич и, наконец, решил остановиться во Владимире Суздальском, не перенося, однако, сюда митрополичьей кафедры.
Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир. В 1261 г. Кирилл учредил епархию ростовскую, в 1262 г. сараевскую (в Сарае); в 1274 г. составил во Владимире собор, на котором было постановлено 12 правил о церковных делах и исправлении духовенства. Прожив несколько лет в Киеве, скончался в 1280 г.
в Переяславле. Погребен в кафедральном Софийском соборе (последний из митрополитов). Н.М. Карамзин отыскал в одной древней Кормчей под его именем "Правило", предложенное на Владимирском соборе 1274 г. Московское общество истории и древности России обнародовало находку в первой части "Русских достопамятностей", а митрополит Евгений (в "Словаре русских писателей духовного чина") заметил, что "Правило" издано хотя по харатейному списку XIII века, но не совсем исправному и полному.
При ближайшем знакомстве с древними славянскими Кормчими и вообще рукописями, благодаря трудам барона Розенкампфа , Строева и Востокова , найдены многие другие списки этого "Правила", и подлинность его признается ныне всеми. Приписывались Кириллу и другие сочинения, но не совсем основательно. Преосвященный Макарий , в своей статье: "О сочинении Кирилла III", признает, кроме "Правила", предположительно принадлежащим перу Кирилла только "Поучение к попам", помещаемое в некоторых славянских Кормчих непосредственно за "Правилом"; остальные же сочинения, упоминаемые например в "Обзоре духовной литературы" Филарета , решительно отвергает.
В. Р-в. .