Биографический словарь - косой феодосий
Косой феодосий
Косой, Феодосий один из представителей религиозного движения XVI века. "Москвитянин, раб единого от честных слуг царевых", Косой бежал (около 1551 года) в пределы Белоозера, принял монашество и вместе с другими бежавшими рабами основался на Новоозере. По-видимому, еще до бегства Косой успел завоевать особое уважение; сообщают, что "во мнишестве ему бе угождая господин его".
В заволжских пустынях Косой познакомился с Артемием, учеником Нила Сорского . Назначение Артемия игуменом Троице-Сергиева монастыря поставило Косого в положение руководителя и организатора кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни. Деятельность Косого скоро обратила на себя внимание властей, и его с единомышленниками взяли в Москву на суд.
Во время производства следствия Косой бежал в Литву, где нашел благоприятные условия для пропаганды своего учения. Об учении Косого можно судить, главным образом, по трудам его противника Зиновия Отенского (см. XVIII, 732 733). Полемический характер сочинений Зиновия повел к тому, что положительная сторона учения Косого осталась мало выясненной.
Критика Косого была направлена прежде всего против внешне-обрядовой стороны религии. Считая, что эта сторона обязана своим происхождением церковной иерархии, Косой называл обряды измышлением человеческим, особой формой идолопоклонства. Поклонение иконам и святому кресту он называл идолопоклонством, почитание мощей Косой отвергал, к таинствам относился отрицательно.
Он учил: "к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити". Считая виновниками человеческого предания епископов, Косой подверг их деятельность суровой критике, называя их "идольскими жрецами, ложными учителями".
Отрицательные суждения Косого простирались и на догматическое учение церкви: он отвергал догматы святой Троицы и искупления. Положительная сторона проповеди Косого заключалась, по-видимому, в стремлении восстановить христианство в его первобытной чистоте, вернуть его ко временам апостолов. Отрицая весь современный церковный строй и иерархию, Косой учил духовному поклонению Богу, требовал нравственной жизни и деятельности, согласной с евангельскими заповедями.
Суждения ученых о генезисе учения Косого не единообразны. Одни рассматривают это учение как явление самобытное; другие придают много значения иностранному (лютеранскому) влиянию. И те, и другие ставят учение Косого в связь с ересью Башкина и деятельностью заволжских старцев. Ф. Калугину кажется наиболее вероятным, что ересь Косого, "возникшая на почве домашнего критицизма, была резким и уродливым выражением того обличительного направления, какое характеризует всю литературную деятельность Максима Грека и которое, сосредоточившись в заволжских пустынях, наиболее рельефно и резко было заявлено В.
Патрикеевым и игуменом Артемием". В Литве отрицательное направление Косого получило теоретическое обоснование под воздействием протестантизма и антитринитарианских идей. см. статьи И. Емельянова, "О происхождении учения Башкина и Косого", "Учение Феодосия Косого" и "Полемика против учения Косого" (все три в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1862); И. Малышевский , "Подложное письмо половца Ивана Смеры к князю Владимиру" (id., 1876, том II); Ф. Калугин, "Зиновий, инок Отенский" (Санкт-Петербургская Библиотека, 1894). .