Биографический словарь - куинджи архип иванович
Куинджи архип иванович
Куинджи Архип Иванович известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и обрывках бумаги.
Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую выставляет на академической выставке в 1868 г., и становится вольнослушателем академии. В 1872 г. за картину "Осенняя распутица" он получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 г.
на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 г. он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге "Ладожское озеро". В 1874 г. на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 г. две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 г. знаменитую "Украинскую ночь".
Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В 1878 г. "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже. Парижская художественная критика чрезвычайно сочувственно встретила картины Куинджи. В 1877 г. Куинджи делается членом товарищества передвижных выставок; в 1878 г.
выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 г. он выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы"; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский , Страхов , Менделеев , Тургенев .
В том же году картина была выставлена в Париже. В 1881 г., также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, а в 1882 г. "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 г.
Куинджи скончался. Хотя Куинджи и нельзя назвать учеником Айвазовского , но последний имел на него, несомненно, некоторое влияние в первый период его деятельности; от него он заимствовал многое в манере писать, в выборе тем, в любви к широким пространствам. В академии Куинджи сошелся с Репиным , В. Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к кружку передвижников; для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
"Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Крамской пишет, что картины Куинджи "ошеломляюще новы". Картины Куинджи значительно потемнели, и теперь нельзя судить о их первоначальной силе красок; но для своего времени они были настоящим откровением. Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство.
Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам; манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским импрессионистом.
Несмотря на то, что с 1882 г. Куинджи ничего не выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв профессором всего три года, создал целую школу художников. Куинджи был прекрасным преподавателем; оберегая своих учеников от подражательности, он стремился развить в каждом из них самобытность, вдохнуть в них свою горячую любовь к природе; к ученикам его принадлежат такие талантливые художники, как Рерих , Богаевский , Латри, Рылов, Химона, Пурвит.
В 1898 г. Куинджи повез группу своих учеников за границу, показав им памятники искусства и музеи Германии, Франции и Австрии. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии; много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных забот.
Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии; той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи.
"Ночь на Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича , "Березовая роща" и "Степь" в коллекции Терещенко в Киеве; в Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север", "Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее императора Александра III в Петрограде "Вечер в Малороссии", "Туман на море", "Радуга" и эскизы: "Лунная ночь".
см. М.П. Неведомский и И.Е. Репин "Куинджи"; А. Ростиславов "Куинджи"; Н. Александров "Значение Куинджи"; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX веке"; его же "Русская школа живописи"; И. Остроухов и С. Глаголь "Художественная галерея П. и С. Третьяковых". С. Р-ва. .